+7 (499) 409-409-0
Капитаны: гонщики или круизеры
Оглавление: 
Скандинавские дневники, часть четвертая
16.08.08 Сангефьорд — Эйвиндвик.
Сангефьорд улыбается нам напоследок — всю дорогу полнейший штиль. Вокруг солнца огромное гало и перистые облака не вяжутся с растущим барометром 1012 и продолжает расти. Надо отметить что все существо привыкшее к прохождению циклонов севернее не может привыкнуть к погодным паттернам когда циклончик проскакивает к югу от тебя. Здесь все циклоны устремляются в воронку Скагеррака так что мы находимся севернее. Циклон выглядит в этом случае намного мягче, хотя трудно привыкнуть к сочетанию восточный северовосточный ветер и циклон. Мы останавливаемся на выходе из сангефьорда в Эйвиндвике. Место историческое и интересное тем что в 10-е века оно стало центром христианизации викингов.

На мысу рядом с зеленым маяком есть указатель приглашающий остановится на причале отеля. На деле общественный причал причал более оборудован и имеет больше мест. У плавучего понтона единственное свободное место занято чьим то тузиком. Я решаю швартоваться лагом к дощатому причалу у офиса. В безветрии я закладываю поворот на самой малой скорости инерции и тут ощущаю толчок — нсть касание килем. Стоявшие на носу оказывается выражали вслух свое сомнение насчет глубины около причала. Осматриваю место происшествия — ничего серьезного — склизкое от водрослей и ила бревно. Отходим от препятствия аккуратно апрврлясь швартовыми вдоль понтона. Перевязав тузик, швартуемся на его место.

Душ и туалет оказались платными, Интернета нет, до электричества с трудом но дотянулись.

Система оплаты за стоянку самая оригинальная из всех пройденных мест — в стене возле окошка офиса — щель наподобие деревенского почтового ящика и маркером по краске нанесены расценки и стрелочка на щель — просуньте купюру сюда! Не будучи фанатами христианства — мы не стали тратить много времени на осмотр достопримечательностей, ограничившись фотографией на фоне 1000-летнего гранитного двухметрового креста.

После этого мы нащипали по отливу мидий, коих изобилие на камнях при подходе к деревне. Попробовав лакомство Лена предупредила что попадаются камушки. Я тотчас же ощутил на зубах кусок камня. Удосужившись посмотреть на камешек я увидел что речь идет о самом настоящем жемчуге! Конечно он был слишком мелок что бы можно было использовать его для украшений — но это несомненно был настоящий жемчуг. Остаток блюда доедали соревнуясь кто найдет самую крупную жемчужину.

Не насытившись мидиями я принялся за рыбалку под скептические комментарии что рыбы здесь нет. Первая же попытка закончилась полным фиаско — удилище сложилось пополам сердце рыбак бешено забилось и я вытащил в кокпит красивейшую хотя не очень крупную рыбу (после последнего улова она выглядела гигантом) Пока бегали за фотоаппаратами рыбина самостоятельно освободилась от крючка и замерев лежала, выпучив черные глаза и разевая зубатую пасть. После фото на память все дружно решили что такая красивая рыба не может быть съедена! Вот ведь черт побери. Я положил спиннинг на палубу и предложил кому нибудь заменить меня на этом посту. Не сказать что мне доставляет удовольствие лишать жизни этих умных и красивых тварей, но принимаясь за рыбалку я морально готов к тому что бы съесть обманутого соперника. А выдергивать их из воды чтобы посмотреть на них и отпустить нанеся телесные и душевные травмы — это вообще какая то бессмыслица! Попав в воду рыбина лежала неподвижно на боку и я было решил уже достать ее обратно с помощью багра, но рыбина мало помалу пришла в чувство и ушла в глубины зеленой воды. Пока я сидел в Интернете в гостинице, Лена и Сергей продолжили рыбалку с тем же успехом. Раз в пару минут они доставали из воды диковинную цветастую рыбину с почти человечьими губами, которую не осмеливались пустить на сковороду. Так и не удалось им выловить в этот вечер обычную съедобную селедку серых окрасок. Вот такая Норвежская рыбалка!

17.08.08 Эйвендвик- Яхтенный клуб Бергена (Хьеллестад)
Небольшой встречный ветер идем на моторе узкими каналами фьордов. В Берген не заходим рассчитывая за следующий день успеть дойти до Танангера. Возле Бергена — толчея. Мимо несутся полчища моторок — у аборигенов заканчивается уикенд. Яхту постоянно швыряет на поднимаемых ими волнах.

Яхт клуб расположенный в 10 минутах от аэропорта рядом с Хьеллестадом очень оживлен и населен лодками начиная от драконов и заканчивая Хансами и Бенето. Всего около 50- 100 яхт красуются здесь.

Стоянка оказалась не такой комфортной — пришлось переставляться так как заявился хозяин места. Специальные гостевые понтоны не предусмотрены. Около деревянного пирса — местами сомнительна глубина. Оплата примерно как в Эйвиндвике — на двери ящичек с пустыми конвертами и щель — положил деньги в конверт, запечатал и опустил в дверку. Несмотря на этакий коммунизм вся территория под надзором видеокамер. Долго искали электричество. Душ нашли в вагончике для рабочих. Интернета — полно. На следующее утро Лена покинула нас, отправившись в аэропорт.

18.08.08
Из Эйвендвика вышли в 6-30. Лена помогла нам отвязать лодку и махала вслед с причала, пока мы выходили из тесной марины. В полном штиле и спокойствии мы за день прошли до Ставангера. Каждые 6 часов течение аккуратно меняет направление на противоположное. По грубым оценкам, скорость течения не превышает одного-полутора узлов. В цвете малинового заката мы выскакиваем из Карисунда в устье Бокнафьорда. Решение не останавливаться в Танангере пришло незаметно. Вода была маслянистая на вид полный штиль. Мягкие покатые волны приходили с северного моря. Нора Джонс как будто описывала то что мы видели в своих блюзовых напевах. Мы разделили ночную вахту с Юрой, Сергей должен был заступить в 6 утра. Ночь прошла спокойно хотя давление продолжало падать.
19.08.08
Утро застало нас между Эгеройем и Листой. Мы шутя и без напряжения проскакали основную часть открытого пространства. Но Скагеррак приветствовал нас седыми волнами и ветром в лицо. Около пол девятого я проснулся и высунувшись наружу, сообразил что не весь путь до мандала будет так гладок как его первая половина. Яхта делала на моторе около 2-3 узлов уткнувшись носом во встречный ветер и волну сильно взлетая и зарываясь носом в седые валы. Небо не обещало равномерного загара барометр полз вниз. Пес Скагеррак призывно вилял хвостиком.

У Джетро Тала есть песня «Aqualang my friend» — Акваланг — мой друг. Наверное яхтсмен мог бы написать песню с подобным названием про дизель — «Diesel — my friend» или «Main engine my brother».

Наличие мотора на современных яхтах существенно упрощает жизнь. Не будучи принципиально упертыми спортсменами мы с удовольствием пользуемся услугами этого ворчуна когда это удобно. Более того, если безветренный закат багрянит горизонт, маршрут безупречно выверен и занесен в навигатор, так что даже самый неопытный член команды может вести яхту изредка корректируя указания автопилота, а вы идете отдохнуть перед утренней вахтой — монотонная песня двигателя убаюкивает не хуже маминой колыбельной.

Правда ворчлив старый друг и мучается отрыжкой, что зачастую многих раздражает. Господь царь морской послал нам пучок водорослей чтобы мы могли удушить его. Ровно в 8-45 двигатель резко сбавил обороты — я выглянув и увидев растерянный взгляд рулевого понял что у нас проблемы. Стоп машина! За кормой болтается куча морского мусора — водорослей, пены и к своему ужасу я вижу куски веревки в этом всем натюрморте. Холодная вода и сильное волнение не располагают к водным процедурам. Я наспех одеваюсь и мы ставим зарифленный грот. Будем лавироваться. В Мандале будем швартоваться на парусах. Единственное, хотелось бы попасть туда засветло. Огибаем мыс Фарсунд. С каждым галсом в море мы выскакиваем за прикрытие берега и яхта отчаянно бъется против крутых валов. Вообще, надо отметить что в подобных условиях волнения ни Бавария ни Санодиссей или Филлинг не смогли бы эффективно идти в лавировку. Мы уверенно идем 50 градусов к ветру. Именно идем, а не пытаемся рулить. 50 градусов это уже с учетом дрейфа и небольшого встречного течения. Вот здесь то и сказывается гоночное происхождение нашей красавицы. Тем не менее, прогноз неутешительный — до мандала такими темпами доберемся далеко за полночь. Входить на парусах в узкое устье по ходу обходя камни на волнении да против течения... А если ветер скиснет?

Все эти тяжелые думы становились еще тяжелее с каждым галсом от берега как только мы слегка выходили из под прикрытия мыса Фарсунд. А что же будет на Линдеснессе? Сменившись на штурвале я спустился к картам что бы найти вариант убежища, куда мы бы смогли заскочить на парусах и отдав якорь разобраться с двигателем. Смотреть на скопище камней на карте — страшно. От качки подкатывает комок к горлу. Где то среди этих камней должна быть хитрая лазейка что бы удобно зайти и было защищено. Ага. Вот оно — островок Скарвойя. Проследив маршрут по карте я достаю ноутбук что бы закачать маршрут в карманный навигатор. Положиться на визуальные ориентиры не удастся — все кругом затянуто серой пеленой дождя с туманом. Лодка несколько раз вылетает из волны ударяясь плашмя о следующий гребень. Компьютер выдает тревожное сообщение, что дескать включена система защиты жесткого диска от сотрясений. Нц вот и все. Точки нанесены, маршрут задан и закачан в безотказный как АКМ карманный навигатор. Теперь только лавироваться. Я выбираюсь на палубу и как раз в этот момент ветер скисает. То есть полностью выключается, как будто кто то в небесной канцелярии выключил рубильник. Сергей растерянно смотрит на меня. Яхта отчаянно хлопает парусами раскачиваясь на нешуточной зыби. Слышно как в полмили от нас рокочет прибой. Ветер как будто заходит и мы делаем поворот в сторону берега. И тут маленькое чудо- ветер включили вновь только теперь с нового направления. Ветер переместился градусов на 30 к югу и теперь мы почти что одни галсом спокойно вырезаемся на южный кардинальный знак от которого у меня проложен маршрут в спасительную тишину бухты. Вот и южный знак. Вся поверхность к северу от знака закипает и взлетает фонтанами брызг с каждой волной. Мы несемся около 7 узлов мимо знака в узкий вход среди подводных камней и банок. Покатистая почти океанская волна толкает нас уже в корму разгоняя до 9 узлов. Сердце в восторге бъется от этой гонки. Брат ветер, не подведи! Я даю команду Сергею подготовить на всякий случай якорь. Распределены роли по уборке парусов. Дизель тарахтит на холостых оборотах. Если вдруг ветер скиснет — останется только положиться на дизель. Вот и долгожданная тень от острова. Волнение осталось позади. Яхта мягко скользит около 7 узлов по понятному уже каналу, размеченному латеральными вешками. Последний трюк — заскочить в бухточку и отдать якорь. Мы скручиваем стаксель. На зарифленном гроте мы вползаем в бухту , 15 метров, 12, 11, 10, 7. Я резко разворачиваюсь носом на ветер, якорь пошел! Грота — фал руби! Каманда работает очень дружно и слаженно. Во внезапно озарившей нас тишине мы обнаруживаем себя в идиллической бухте. Тяжеленный Данфорт лег на глинистое дно, надежно пришпилив нас к тишине и покою якорной стоянки. Солнце улыбается нам в просветы туч. Пока Юра с Сергеем собирают грот, я уже голышом с тесаком в зубах пробую ногой воду. Холодна водичка. Ну да ничего другого не остается. Раз- два три. Стараясь не анализировать сознанием сообщений кожных рецепторов, я набираю воздуху и заныриваю под днище. Работать приходится без маски так как мы ее выложили вместе сухим гидрокостюмом, решив что вряд ли кто захочет искупнуться в холодных водах фьордов. Все что мне удалось снять с пропеллера — это несколько прядей водорослей. По большому счету, винт был чист и наши предосторожности оказались излишними. Зато парусная прогулка была что надо, да и купание неплохо освежило и подбодрило меня после суточного перехода. Переодевшись в сухое и попив чаю мы отправляемся в ближайшую рыбачью гавань — Корсхэвн.

Корсхэвн. Несколько домиков сдаваемых в аренду рыбакам любителям. Разделочный цех с оцинкованными столиками и мойками где можно разделать и расфасовать улов. Бухта очень уютная и действительно идеально защищенная. Магазин работает, а вот наши надежды на таверну или кабак не оправдались. Рома мне, рома! Поужинав на лодке, мы буквально сваливаемся на месте. В камнях волнореза копошится куница, чайки гоняют цапель, дождь шелестит по пластику палубы. Ни волны ни ветерка не находит дороги в эту уютную гавань. Пес Скагеррак глухо ворчит и ворочается во сне за углом. Впереди нас ждет Линдеснес — самая южная точка Норвегии.

20.08.08 Мыс Линдеснес.
Решив пройти мыс кратчайшим путем мы аккуратно проложили маршрут по самым глубоким местам прибрежной зоны. Надо сказать, что толковые Норвеги неплохо разметили все эти места где бакенгами и вешками а где секторными маяками. Тем не менее, возможность заметить все эти навигационные ориентиры в условиях сильного волнения и дождя вызывает у меня серьезные сомнения.

Мы выбираемся из прикрытия островов и остаемся наедине с этим легендарным мысом, снискавшем дурную славу за штормовые условия среди рыбаков. Ветра нет, но Скагеррак двигает на берег могучие величественные валы. Местами интерференция с препятствиями создает пространства стоячих волн хаотически швыряющих яхту. Вообще условия в которых мы проходим Линдеснес идеально высвечивают рельеф дна, волнение как лаксмусовая бумажка указывает на местонахождение подводных препятствий седыми шапками бурунов. Думаю, что в более свежую погоду, все море вокруг мыса будет сплошь такой пегой шапкой. Высота длянных покатых валов- 2-2.5 метра, расстояние между вершинами — 50-100 метров. Вся поверхность этих гребней покрыта еще рябью которая периодически довольно громко и хлестко ударяет в борта и нос яхты. Среди этих могучих волн мы встречаем обычную шлюпочку с аборигеном который невозмутимо ловит рыбку. Шлюпка лишь изредка появляется на виду, когда мы с ней одновременно возносимся на гребень водяных холмов. Вот уж что русскому забава — то немцу — смерть. В данном случае наоборот. Обогнув без осложнений Линдеснес мы уже с попутной волной спешим в укрытие за островами. Волны подхватывают и разгоняют нас до 9 узлов. Кругом пеняться и дыбятся валы на подводных камнях и банках. Представить страшно что здесь ждет заблудившегося моряка в штормовую погоду. Конечно, если вы выросли в этих краях, вы каждую банку и камешек знаете по имени. Но если вы чешите вдоль побережья покрывая 150 миль за сутки, то задача внепланового захода в такие прибрежные воды — сожжет стать серьезным вызовом.