+7 (499) 409-409-0
Безопасен ли яхтинг? Яхтенный экстрим или главное — не паниковать
Оглавление: 
"Записки" из Таиланда...

 

Закат....

 Я вышел на нос яхты и замер в ожидании ежедневного действия, которое мы наблюдали много раз, но которое никогда не бывает одинаковым. И если вам когда-то посчастливилось наблюдать заход солнца на море, вы меня поймёте, - подчас оторваться от этого величественного зрелища просто невозможно.
Вечер... Яхта... Море... Не хочется говорить много. Как передать словами цвета и ощущения, которые можно только увидеть и прочувствовать? Лазурное море... яхты... закат... Опять возвращаешься к знакомым чувствам и понимаешь, что они вечны. Эти же чувства испытывали мореплаватели тысячи лет назад, и здесь, на открытой воде, ты осознаёшь, что эти ощущения объединяют тебя со многими поколениями путешественников.
«Пошёл якорь! - голос Сергея заставляет вернуться на борт яхты, на которой мы проходим морскую практику. Сергей Голофаст исполняет роль инструктора. Я отдаю якорную цепь, цепляю страховку якоря, кричу «готово» и жду, пока рулевой даст задний ход и проверит посадку якоря в грунт. Якорь «сел» намертво, теперь, действительно, готово, заякорились. Сегодня уже четвёртый вечер нашего пребывания на яхте, и мы уже ощущаем некоторое единение с лодкой, на которой идём и которую, подчас, мучаем своими упражнениями.

 

 

Тайские деревни...

  Безусловно, огромное впечатление на нас оказали тайские поселения, построенные у моря на сваях. Представьте себе деревянный пирс, одна сторона которого предназначена для швартовки лодок и рыбацких шхун, а другая полностью застроена домами. Домами, правда, это можно назвать с большой натяжкой. Скорее, это навес, под которым живут люди. Причём и живут, и работают они в одном месте - именно под этим навесом.
... Кто-то держит небольшой магазинчик. Иногда, понять, что это магазин, можно с очень большим трудом. Представьте себе крышу, под которой в гамаке лежит колоритный таец, а по стенам развешаны полки с какими-то банками и пакетами. Вы заходите туда, предварительно сняв обувь (в Таиланде принято разуваться при входе в помещение), ходите вдоль полок, выбираете товар. Лежаший в гамаке таец при этом никак не подаёт вид, что вас заметил. Видимо, ему не до этого. Он созерцает открывающийся перед ним вид на море. Ну, если захотите что-то купить, сами скажете. Не захотите - не надо. Много денег ему и не требуется, - прожить здесь можно и на несколько долларов в месяц...
... Кто-то рыбачит. И это видно сразу. У рыбаков под навесом (то есть, в доме) лежат сети. Кто-то их тщательно разбирает, кто-то плетёт и ремонтирует. В общем, делом занимается, не то что какие-то непонятные люди, пришедшие неизвестно откуда на белых яхтах, чтобы поглазеть на него и его сородичей. "Странно", - подумают, но виду, понятное дело, не подадут и уважительно поздороваются.
... Видели мы и «улицу красных фонарей». Не скажу, что зрелище впечатлило, но слегка позабавило.
А вообще, тайцы очень жизнерадостны. Они не заняты зарабатыванием всех денег в мире, они не стараются никому ничего доказать, они рядом с природой, они и есть природа, и они - часть океана, который качает свои воды в нескольких метрах от того гамака с тайцем, что продаёт какую-то снедь ради нескольких сот бат в месяц...

 

 

Рыбалка...

  Рыбу мы так и не поймали... Вернее, рыбу традиционными способами мы так и не поймали. Однако быть в море и не попробовать свежей рыбы и морепродуктов - нонсенс, который не давал покоя многим членам нашей команды. Посейдон оказался милостив к нам, - сначала нам удалось позаимствовать немного свежей рыбы в ловушке, оставленной предусмотрительнымим тайскими рыбаками, а потом и вовсе, после в прямом смысле слова пятнадцатиминутной гонки за тайской рыбацкой шхуной, заполучить от рыбаков свежевыловленных кальмаров.
Следует отметить, что ловля рыбы столь экзотическим способом, как её заимствование из тайской ловушки, оказалась не столь безобидным занятием. Небольшие скаты, которые были извлечены из сетки в тузик, оказались весьма агрессивными существами (ещё бы, если бы вас попытались съесть, вы бы и не так возмутились!). Дело закончилось битвой в тузике, в результате которой скаты остались без хвостов, а один из наших рыбаков с дырой в ноге приличного размера (скаты здорово бьют шипами на своих хвостах).
Однако, трудности, как известно, только усиливают впечатления от событий. Впечатлений также прибавило и разведение большого костра на кокосах, которое мы устроили вечером на берегу под пальмами, чтобы зажарить добычу.

 

Водопады, поиск клада...

  Поход на «тузиках» к водопаду и поиск клада ждали с интересом. Забегая вперёд, скажу, что клад мы нашли, но не наш...
Итак, в назначенное время Володя Ватрунин должен сообщить координаты клада. Утром в час икс, как и полагается, с диктофонами, ручками и бумагой мы в лёгком возбуждении ждём у рации. «Флотилла, внимание! - Голос Володи звучит торжественно. - Передаю координаты клада. 113 градусов ... северной широты... " Мы застыли в лёгком шоке и недоумении. В тишине раздаётся чей-то шёпот: «Вообще-то, градусов может быть только 90». Похоже, Володя уже и сам понял, что в данных что-то не так. «Отставить! - услышали мы из рации.- Тринадцать градусов северной широты.» Но и на этот раз положение и координаты утверждены не были. Из рации донеслось: «Скат вызывает флотиллу. 13 градусов северной широты - это где-то в районе Бангкока. Мы туда на тузиках пойдём?». В общем, оказалось, что суть проблемы сводилась к тому, что координаты были продиктованы на видеокамеру Алексеем Панасенко почти год назад, и Володя пытался «считать» голос Алексея с видеозаписи. По какой-то неведомой причине в этом месте видеозаписи голос читался очень плохо и невнятно. В конечном итоге, после длительных переговоров между экипажами, единственной и правильной координатой был признан водопад, и был дан старт гонки за кладом. Как уже было сказано, клад мы нашли, но оказалось, что не тот. После проверки выяснилось, что "наш" клад уже кто-то «оприходовал» до нас. Однако усилиями экипажа яхты Big Blue был обнаружен другой клад - буддийские статуэтки.

 

Гонка...

 В последний день практики было решено провести гонку. В гонке пожелало участвовать 3 экипажа. В назначенный час старт был дан и яхты рванулись к финишу. Рванулись - это, в общем-то, сильно сказано. Ветер сыграл с нами злую шутку, вернее, он и шутку-то разыгрывать не стал, его попросту не было. Первые несколько кабельтовых мы шли при скорости 1,2-1,4 узла и наша яхта была немного впереди, однако, потом нас обощёл второй учебный экипаж с Володей Ватруниным на борту и, наконец, небольшая тридцатифутовая яхта под началом Игоря Прокопьева. Никакие наши действия к успеху не привели - дистанция между нами и нашими конкурентами в гонке уверенно возрастала. Работал весь экипаж, даже Бэлла Бжихатлова, которая уверенно занималась откренкой яхты то на правом, то на левом борту. После двух с половиной часов практически ювелирной работы по вылавливанию малейшего дуновения ветерка, поступило предложение сократить дистанцию вдвое, которое с энтузиазмом было встречено не только нашим экипажем, но и командами, шедшими впереди. До финиша оставалось чуть более мили. Мы уверенно отставали и уже не надеялись вырвать победу. Ветер и не думал нам помогать. Шедшие впереди, видимо, тоже искали возможность заарканить в паруса хоть малейшее его дуновение и стали уходить от островов в море, надеясь, что подальше от берега им повезёт больше. И тут у нас появился шанс. Нет, не шанс - шансик. Уходя от берега, обогнавшие нас экипажи двигались практически вдоль финишной прямой. Мы же, хоть и медленнее, но двигались перпендикулярно линии конца гонки. Стало понятно, что держась к ветру в бейдевинд и вылавливая ветер по ряби на воде, мы, возможно, сможем обойти конкурентов. И нам действительно повезло. Ветер, наконец, решил нам помочь. Скорость яхты временами доходила до 3,2-3,4 узлов, что в наших условиях было просто чудом. Яхта, по сравнению с первой половиной гонки, просто летела к финишу. Через пару десятков минут стало понятно, что мы находимся ближе к финишной прямой, чем другие участники гонки. Конкуренты, видимо, осознав свою ошибку, изменили курс, практически, на 180 градусов, но в тот день удача была на нашей стороне. Мы уверенно дошли до финиша и были на линии первыми. Ценой нашей победы стали обгоревшие плечи и спины у всего экипажа.

 

Начало...

 Описывая наше путешествие, я планировал разместить главу о том, как мы добирались до места в начале рассказа. Однако неожиданно стало понятно, что описание того, как мы добирались, как принимали лодки и начинали наш путь, потеряло свой изначальный смысл. В нашем понимании наш старт в Таиланде - это точка отсчёта для наших новых походов и практики для нового экипажа учебных яхт. Я и сейчас могу представить, как компания людей, объединённых общей целью, добирается до острова Ко Чанг, места старта путешествия. Добирается довольно долго, почти сутки. Самолёт 11 часов, потом 5 часов на минивэне, паром, - и они на месте. Колоритный Фил проводит брифинг и сдаёт им лодки. Всё проходит по плану - яхты в полном порядке. Собираются все экипажи, знакомятся, проводят первую ночь на борту и наутро выходят в море.
И вот первый урок - постановка и уборка парусов. Начинают с ...СТОП! Не буду я в конце своего рассказа говорить о том, как надо ставить и снимать паруса, делать поворот оверштаг и фордевинд и как правильно выполнять манёвр в ситуации "Man overboard". Безусловно, это важно. Безусловно, каждый Bareboat Skipper обязан делать это с закрытыми глазами. Но! Мы выходим в море не за этим, вернее, не только за этим. Мы выходим в море за закатами, чувством полёта над бездной и теми ощущениями, которые когда-то манили и наших предков. Поэтому я опять выхожу на палубу и с замиранием смотрю на вечный спектакль - заход солнца в море. И поэтому мы всегда будем искать возможность вернуться сюда, на море, чтобы вдохнуть полной грудью ощущение свободы, спокойствия и силы, придаваемой нам морской стихией.