+7 (499) 409-409-0
Безопасен ли яхтинг? Яхтенные уровни и сертификаты - вся правда
Оглавление: 
Курс практической астронавигации

Как не заблудиться в океане, или Курс практической астронавигации


 В этом путешествии я оказалась случайно: мне нужно было накатывать мили (чуть-чуть не хватало для получения прав), а у ребят, которые отправлялись практиковаться в астронавигации, на лодке оказалось свободное место. До поездки мои познания в этом деле ограничивались представлениями о возможности определения по Полярной звезде направления на север, а по положению Солнца в полдень направления на юг.


Купила билет (старт был назначен на 19 апреля из Мармариса), взяла отпуск на неделю, побросала теплые вещи в сумку и - прямиком в аэропорт. В аэропорту я встретилась с частью группы «астронавигаторов»: помимо обычных сумок у них было 2 сундука с секстантами (не подумайте ничего плохого, о секстанте расскажу подробнее чуть позже). Эти диковинные инструменты вызывали интерес у всех категорий работников аэропорта, поэтому мы сдали их в багаж как стекло в надежде на соответствующее к ним отношение. Дорога была легкой. В Москве шел снег, а мы ехали в солнечную Турцию: это не могло не радовать.


В Мармарисе нас встретила вторая часть группы, которая только что сдала экзамен на offshore skipper's. Поужинали в теплой дружеской атмосфере в одном из многочисленных кабачков на берегу. После этого заселились на большую комфортную лодку Sun Odyssey 54 с романтическим названием «Catch the Wind».


 

Утром группа в полосатых майках во главе с шеф-поваром, вернее, коком, отправилась в центральный супермаркет. Закупаться пришлось на 3 дня, так как уходили мы в безбрежное море, что называется offshore. Кстати, в этой поездке нам очень повезло с коком, и об этом невозможно не сказать.


Наконец-то мы оказались на воде. В заливе Мармариса мы, как и полагается, рассчитали девиацию - отклонение магнитной стрелки компаса на лодке под влиянием металла и электроники. Пока мы строили график девиации, наш кок приготовил вкуснейшую шурпу. После обеда астронавигаторы определяли ошибку секстанта. Отмечу, что из десяти членов экипажа, астронавигацией в плавании занимались шестеро, предварительно прошедшие интенсивную недельную подготовку на берегу в Национальной ассоциации шкиперов.

 

 Теперь о секстанте. Секстант (секстан) - это инструмент, используемый для измерения величины угла между двумя видимыми объектами, например, каким-то светилом и горизонтом, с целью определения географических координат.


Длина шкалы секстанта составляет 1/6 от полного круга, или 60°, отсюда происходит название секстанта (от лат. sextans - шестая часть).

При наблюдении через секстант горизонт и астрономический объект совмещаются в поле зрения наблюдателя и остаются неподвижными относительно друг друга, даже если сам наблюдатель находится на плывущей лодке. Это возможно потому, что секстант состоит из двух зеркал: указательного и неподвижного полупрозрачного зеркала горизонта. Свет от астрономического объекта падает на подвижное зеркало, отражается на зеркало горизонта, на котором одновременно видны и светило и горизонт. Угол наклона указательного зеркала и есть высота светила.


Секстант - очень чувствительный инструмент и сдавать его даже как стекло в багаж не стоит. У одного из наших секстантов во время транспортировки отвалилась ножка. А если его уронить, то дуга (с зубчатой рейкой и шкалой) может погнуться и прибор потеряет точность.

Итак, в открытом море мы приступили к астронавигационным измерениям. Капитан назначил три ночные вахты с 20.00. К середине третьей вахты наступил рассвет - время, когда еще видны звезды и уже появилось Солнце, т.е. различим горизонт. Отмечу, что море без берегов - зрелище волнующее и завораживающее. С одной стороны, страшно, что нельзя взять пеленг и при отсутствии навигационных приборов можно заблудиться, с другой стороны - море притягивает, успокаивает и заставляет задуматься об истинных ценностях.

На рассвете, на закате и днем по высоте Солнца над горизонтом можно наиболее точно определить позицию в море. Помимо секстанта для этого вам понадобятся очень точные часы для определения времени, желательно ассистент для наиболее точной фиксации времени, Nautical Almanac, специальные коррекционные таблицы для различных широт.
Один из главных недостатков астрономической навигации - зависимость от облачности. Несколько запланированных замеров не состоялись, так как не было видно звезд.


 Один астронавигационный «сеанс» длился около 20 минут, потом все участники спускались в кают-компанию и в течение нескольких часов в жарких математических спорах и дискуссиях преобразовывали полученные данные и определяли нашу позицию. В зависимости от погодных условий погрешность полученных результатов составляла от 1 до 20 миль от реальной позиции, установленной с помощью GPS. Самые сложные измерения были в волну высотой 1,5 метра: сложно было в принципе находиться на палубе, не держась за что-нибудь, не говоря уже о необходимости в это самое время двумя руками держать секстант и искать звезды.
Так мы провели неделю. Три раза в день, если позволяла погода, делали измерения. Самые красивые, заряженные жизненной энергией - на рассвете. Далее мы производили дневные измерения высоты Солнца над горизонтом в момент его верхней кульминации. Самые соревновательные получались замеры на закате: кто первый увидит звезду.


Конечно, сейчас астрономическая морская навигация практически полностью вытеснена спутниковыми навигационными системами, но из-за высокой степени автономности является резервной. И любой, кто выходит в океан, обязательно должен владеть этим методом определения позиции.


Поездка удалась - методы освоены, навыки приобретены, мили накатаны! Получила как обычно колоссальное удовольствие от общения с НАШ! Спасибо вам!


Автор: Анастасия Ожгихина