+7 (499) 409-409-0
?Катамаран XENIA
Обучение в яхтенной школе на Master of Yachts, в чем отличие от Bareboat Skipper? Выбор яхты для круизинга
Оглавление: 
Штормование у берегов и в открытом море

Штормование у берегов и в открытом море

 

Плох тот ниндзя, который позволил втянуть себя в драку.

Японская военная мудрость

Один из главных вопросов, который задают капитанам, вернувшимся из очень дальнего плавания - это вопрос о пережитых штормах и ураганах. Ну, как там это было, спрашивает собеседник, предвкушая услышать как минимум рассказ в стиле сюжета из кинокартины «Идеальный шторм». Часто не хочется разрушать такие иллюзии, и приходиться рассказывать ему истории, разводя руками, как те рыболовы и говоря, «...а волны были вот такие, огромные преогромные». Как же на самом деле обстоят дела со штормами и ураганами в дальних и кругосветных плаваниях, и какой опыт взаимодействия с этими явлениями накопили круизеры.

Этот вопрос условно можно разделить на два - как избежать  участи попадания в шторм или ураган, и как вести себя, если этой участи избежать не удалось.

Большинство круизеров не являются экстремалами, и хотя в их кочевой жизни по морям и океанам достаточно непредсказуемых и опасных ситуаций, все же они вовсе не стремятся раньше времени угодить в преисподнюю.

Как известно, лучше предупредить болезнь, чем ее лечить, и потому одним из главных моментов в искусстве круизинга есть искусство избегать опасных атмосферных явлений. Для этого существует специальная тактика и стратегия. Стратегия состоит в том, что выбираются наиболее благоприятные сезоны для пересечения больших водных пространств и совершать плавание по безопасным маршрутам. Например, Атлантику с востока на запад пересекают с середины ноября по май, а обратно с июня по август через Азорские острова. В Тихом и Индийском океане тоже существуют торные дороги, по которым можно двигаться только в рамках безопасного сезона. При наступлении сезона ураганов круизеры кочуют в места, где ураганы не могут их достать. Это области не ниже или выше 10 градусов от экватора, а также Новая Зеландия в Тихом океане и архипелаг Чагос в Индийском.

По словам наших друзей, которые много лет живут в Тихом океане, кочуя из одного архипелага в другой, в последние десять лет сила ураганов в этих местах уменьшается. Если в Атлантике ураганом считается ветер силой 120 -130 узлов, и таких за сезон может быть несколько, то в Тихом уже много лет не было ветров свыше 60 узлов, и такой ветер там уже принимают за тропический циклон. Учитывая это, многие круизеры изменили свою тактику и не спускаются каждые полгода на юг к Новой Зеландии, а остаются в полюбившихся местах. Они находят наиболее защищенные бухты в разных архипелагах и не удаляются от них больше чем на день два пути. Эти бухты каждый оборудует для штормования соответствующим образом. Для этого нужно нырнуть с дайвинг-снаряжением на глубину, обычно она составляет от 4 до 10 метров, найти большую коралловую голову и несколько раз обмотать ее толстой цепью. Затем к этой цепи крепиться буй и место для штормования готово. Каждый день круизеры внимательно следят за погодой и зарождающимися центрами циклонов. Сейчас это несложно делать через систему Winlink или Sailmail, специальные коммуникационные системы связи для яхтсменов, которые используют коротковолновую связь для обмена электронными сообщениями. Об этом виде связи подробнее можно будет узнать в следующих статьях. Обычно, два дня хватает, чтобы узнать о приближении циклона и добраться до заранее приготовленного укрытия. Если все сделано на совесть, и перед циклоном убрано и демонтировано все лишнее с палубы (солнечные батареи, ветрогенераторы, динги, канистры и т.д.), то штормование проходит довольно безопасно. Подобная тактика в Атлантике, опять же по опыту наших друзей, более рискованна. Как уже упоминалось выше, ураганы здесь более свирепые, чем в Тихом, и тот, кто рискнул остаться в зоне их движения, должен готовиться более тщательно. Для такого штормования выбираются очень защищенные и очень узкие бухты, поросшие мангровыми зарослями. Бухта должна практически полностью скрывать яхту по высоте и иметь такие размеры и форму, чтобы можно было завести толстые канаты с носа и кормы прямо на берег, растянув за них яхту как муху в паутине. С яхты снимается все, что можно снять за время приближения урагана, это примерно день, два. Если это возможно, то необходимо снять и мачту. Только в этом случае есть достаточно высокая вероятность, что ущерб будет сведен к минимуму. Пользуясь такой тактикой, наши знакомые круизеры довольно удачно пережидали ураганы на малых Антильских островах. Другие, там же на Карибах, кто пренебрег этими мерами и решил переждать непогоду в простой, на вид защищенной бухте, закрытой со всех сторон, поплатились своими судами. Эта бухта имела всего две мили в диаметре и туда набилось около тысячи яхт и катеров. Некоторые стояли на бочках, другие закрепились на двух и более якорях. Когда пришел ураган, и скорость ветра перевалила за сто двадцать узлов, даже в такой маленькой бухточке разогнало двухметровую волну. Яхты начало срывать с якорей, их наносило на другие яхты и  вскоре почти все суда оказались в одной куче на берегу, а некоторые катамараны даже выбросило на пятиметровый мол. Из тысячи яхт на плаву удержались только семь. Наши друзья, а они тоже вскоре оказались на берегу, показали нам любительские кадры, как это происходило, и это было ужасно. Так что с ураганами шутки плохи.

Если вы находитесь в зоне прохождения ураганов как раз в их сезон, то «держите ухо востро».  Сейчас в Интернете существует множество сайтов, на которых прослеживаются зарождение и пути следования ураганов и тропических циклонов. Необходимо уметь читать эту информацию и следить за прогнозами. Чаще всего, ураганы следуют по заранее предсказанным путям, и можно уйти за сутки миль на сто в сторону с их пути, чтобы не попасть в эпицентр, где скорость может быть 120-130 узлов, на краю же она составляет от 30 до 50 узлов, что вполне возможно переждать на хорошем якоре в защищенной бухте. Мы сами имели подобный опыт в Венесуэле, на острове Маргарита. Обычно, остров Маргарита является местом, где круизеры пережидают ураганный сезон в Карибском море. Но в последние годы, в связи с глобальными изменениями климата, пути следования ураганов меняются. Некоторые  спускаются на юг, где их уже не было сотни лет, например, ураган Иван Грозный в 2004 году, разрушивший половину острова Гренада, и погубивший там тысячи яхт. До этого Гренада считалась безопасным местом, теперь нет. Остров Маргарита находится еще южнее Гренады, но после таких печальных событий и здесь все ожидали чего угодно. И вот, однажды, кто-то, отследил в Интернете зарождающийся центр циклона, который двигался по аномальному пути, прямо на остров Маргарита. Судя по скорости движения, он должен был быть здесь через полутора суток. Весь флот из нескольких сотен яхт, стал дружно сниматься с якорей и уходить на материк за 150 миль, где находились длинные извилистые бухты, окруженные высокими горами. Среди некоторых круизеров есть, не совсем положительное качество своеобразной стадности. Как критически выразился об этом один наш друг, опытный яхтенный капитан, «... у нас многие, если скажут, что нужно и полезно за борт прыгать, прыгнут не задумываясь». Так вот, мы, в тот момент сдержали свои стадные порывы и пошли советоваться к одному из мэтров мирового круизинга, капитану Стиву, известному на Карибах каждому второму, а то и первому круизеру. Стив живет и путешествует на видавшем виды тримаране, компьютеризированном до невозможности, так как он, в своем время, стоял у истоков легендарной «Силиконовой долины». Стив тут же вышел в Интернет и, оперируя информацией с нескольких сайтов, вычислил путь циклона, а также возможные скорости и направления ветра над тем местом, где мы сейчас находились. Оказалось, что центр циклона со скоростями ветра до 90 узлов пройдет от нас в 60 милях, а у нас будет от силы 40 узлов, что вполне допустимо, если перейти в другой угол бухты. Так оно и произошло. Из всего огромного флота один старенький тримаран Стива благополучно переждал шторм на острове Маргарита, в то время как другие потратили три дня, кучу солярки и нервов, спасаясь от несуществующей опасности. Мы же, выбрали промежуточный вариант, уйдя на соседний остров за двадцать миль в более защищенную бухту. Эта история подтверждает старую истину о  том, что тот, кто с трезвой головой владеет информацией, тот владеет всем.

Еще один вопрос, который, как мы не пытались это выяснить, все же  не имеет однозначного ответа, это вопрос о том, где пережидать шторм, если вы не уверены в абсолютной надежности гавани, в море или у берега. Многие опытные капитаны категорически рекомендовали в этом случае уходить в море. Хотя, конечно, для этого нужно, как минимум быть очень опытным и «прожженным» моряком, чтобы преодолеть страх штормового моря и уйти от твердой земли в качающуюся зыбь, т.е. нужно иметь опыт штормования в море, не бояться этого, и знать, что же при этом делать.

В нашем пятилетнем кругосветном путешествии мы пережили лишь три шторма, причем два из них на Балтике и один в Тихом океане у берегов Новой Гвинеи. Однако интерес к этой теме присутствовал почти при каждой нашей встрече с опытными яхтенными капитанами. Обобщая опыт этих встреч, можно выделить несколько рекомендаций.

Во-первых, вы должны иметь достаточно свободного пространства под ветром для свободного движения, поскольку чаще всего современные яхты двигаются вдоль по ветру и волнам, а не стоят на плавучих якорях или в дрейфе скулой к волне.

Этот способ требует от капитана большего нервного и физического напряжения, чем стояние против волн, однако, позволяет снизить ударные нагрузки на судно и, в некоторых случаях, быстрее выйти из штормовой зоны. При таком активном способе штормования, нужно добиться уменьшения скорости, чтобы яхта не врезалась в предыдущую волну, со всеми вытекающими отсюда аварийными последствиями. Для этого используют вытравленные с кормы длинные толстые канаты, и даже, иногда, привязывают к ним какие-либо плавающие предметы - шины, кранцы и т.п. Паруса в этом случае несутся на носовых штагах самые минимальные, только чтобы обеспечить необходимую скорость и развернуть нос судна по ветру. Если все сделано правильно, то даже в самый сильный шторм  все происходит достаточно предсказуемо. Исключения составляют несколько районов мирового океана, где часто рождаются нерегулярные волны. Это районы у южного побережья Аргентины, у Мыса Доброй Надежды, между Мадагаскаром и Африканским материком и еще кое-где. Предсказать их возникновение невозможно,  только интуиция рулевого и повышенное внимание могут быть порукой в том, чтобы сохранить яхту при встрече с ними.

Во-вторых, вы должны быть уверены в своем судне. Должны знать все его слабые и сильные места. Судно должно быть продолжение вас самих, или если сказать по-другому, экипаж и судно должны составлять единый синхронно работающий организм. Ваши сенсоры и нервные окончания в этом случае будут находиться не на кончиках пальцев или на барабанной перепонке, а во всех деталях и механизмах вашей яхты. Т.е. вы должны чувствовать все напряжения и колебания, которые испытывает ваша «красавица», и вовремя реагировать, чтобы избежать перенапряжения отдельных частей и всей конструкции в целом.

  Конечно, это чувство не приходит само собой. До начала похода и тем более до штормования вы должны провести большую работу, проверить и отремонтировать все самые важные узлы - крепления вант и штагов, состояние двигателя, рангоута, бегучего и стоячего такелажа. Лучше всего, а порою просто необходимо, если у вас заведены дополнительные штаги, ванты и фалы. Необходимо еще раз проверить герметичность люков и крепкость бранд-щита. Повышенное внимание уделить рулевому устройству и силовому агрегату. Часто в шторм из-за болтанки происходит перемешивание конденсата с соляркой и, в самый ответственный момент топливный фильтр оказывается намертво забит водой. В этом случае просто необходимо иметь расходный топливный бак и под рукой несколько сменных фильтров, которые можно быстро заменить. Т.е в целом, вы должны полностью контролировать все возможные случайности на своей яхте. Только в этом варианте штормование будет успешным и предсказуемым. В противном случае вы просто бросает себя на волю ветра и волн. Конечно, говорят, что дуракам везет, но лучше все же быть настоящими героями, т.е. смело и обдумано смотреть Судьбе в лицо.

Капитан катамарана "Благовест"  Андрей Фоминцев. 

 

 
Оглавление: 
Обучение в яхтенной школе на Master of Yachts, в чем отличие от Bareboat Skipper? Выбор яхты для круизинга