+7 (499) 409-409-0
Капитаны: гонщики или круизеры
Оглавление: 
Дорогой французских маяков

ЗАВТРАК С МУШКЕТЕРАМИ

 

«Натали» только что родилась на стапеле французском верфи.  У нее много сестер -двойняшек, но для нас она такая одна, единственная. Покладистая, крепкая в бортах юная красавица. Нам предстоит пройти на ней путь  от легендарной Ла Рошели в Приморской Шаранте   до модного Довиля -Трувиля  в Нормандии.

Выходим в начале октября - идеальное время в Средиземном море для тех, кто хочет получить больше ветра, а вот для этих вод - поздновато. Главное, что не август, когда вся Франция подается на свои «ваканс» и даже в море не протолкнешься.

Впереди нас  ждут, туманы, сильные течения, песчаные банки и рифы и постоянная перемена ветра и погоды. Хождения в водах Западной Франции -  досуг на большого любителя, точнее занятие  для серьезных моряков.

О расслабленности средиземноморских  «покатушек» здесь  стоит сразу забыть. Бретань и Нормандия  - это постоянная борьба моря и суши, где  на время берет верх  то одна, то другая сторона.  Морехождение  в этих водах требует знания  навигации гораздо большего, чем в иных местах. Не случайно же Элен Маккартур, обойдя в одиночку вокруг света потом  призналась, что самым сложным участком  в ее кругосветной гонке  был не Южный океан с его пронизывающим холодом и притаившимися айсбергами, а  родной Ла Манш.

В Канале тебя все время подстерегает опасность, одна из которых - интенсивное  судоходство. 

Плавание в этих водах внешне напоминает  езду в рейсовом автобусе, но  расписанием здесь служит не распорядок городской жизни, а ритм океана: приливы и отливы.

 

Из дневника яхтенного капитана Алексея Панасенко

«Навигация в приливно отливных водах - всегда онлай или вернее онтайм. Особенно если речь идет о таких легендарных местах как  Ла-манш. Перепады воды в Сан-Мало например достигают 12 метров. Я до сих пор не могу поверить в то что это возможно, что такая масса воды вдруг уходит в океан оставляя километровые поля скользких камней покрытых илом и водорослями! Перед подобными чудесами меркнут все чудеса света!

   Море делает глубокий вдох, замирает на мгновение и снова выдыхает отправляя в русло океана  струю свежей крови- воды, насыщенной кислородом и пищей на благо всех живых существ планеты Океан. А мы космонавты на этой орбите пробираясь вдоль пульсирующей аорты- Ла Манша не можем не соизмерять свое дыхание с этим фантастическим ритмом».

 

 

В Ла Рошели  четыре порта, но мы стоим не Старом Порту, и даже не в Новом, а  на яхтенной стоянке Порт Миним (Port des Minimes).. Ее построили в семидесятые годы двадцатого века: сегодня  здесь уже 4900 стоянок.  Сюда, пожалуй, легко поместиться весь российский яхтенный флот, в смысле тот, что неосмотрительные или чересчур патриотичные  судовладельцы держат на своей исторической родине.

Парус во Франции, в отличие от России,   удовольствие вполне доступное. Вовсе никакая не роскошь и  не повод  отличаться от других, а  просто «плезанс» -  удовольствие.  Не случайно же все марины в стране называются «porte de plaisance», то есть «порт удовольствий».  Вполне объяснимо для нации, которая давно уже озабочена только своими социальными правами и уровнем   качества повседневной  жизни. 

От дыхания океана марину Миним ограждает волнолом. Двенадцатичасовой ритм жизни моря  в Шаранте  еще не так чувствуется, как в соседней Бретани, но  и здесь сняться с якоря и выйти из порта  тоже  можно только во время «высокой воды» - прилива.   

«Натали»  к выходу в свой первый поход готова, так что, в ожидании прилива,  у нас есть достаточно времени, чтобы побродить  по Ла Рошели. Начинаем со старого порта. Тут  тоже есть небольшая яхтенная стоянка, но на ней  швартуются местные жители. Здесь  же стоят на якоре «шалутье» - небольшие рыболовецкие суда, напоминающие наши МРТ «Малые рыболовные боты».  На них рыбаки выходят в море на сутки -двое на прибрежный лов. Впрочем, теперь все реже и реже: чиновники Евросоюза диктуют им сколько раз и на чем им выходить в море. И, главное, сколько рыбы выловить, чтобы не составить конкуренцию соседям по Евродомику. Теперь рыбаки в море живут по секундомеру и с опасением выловить больше, чем положено

Как и для большинства бывших «советских» людей, для нас Ла Рошель- это тот  самый город, у стен которого по пулями гугенотов завтракали три мушкетера и примкнувший к ним Д'Артаньян.  Этот литературный эпизод русские знают гораздо лучше самих французов, которые сегодня не так уж тонко разбираются в текстах, подзабытых  у себя на родине писателей, как мы. 

Если для нас  Ла Рошель - это город  дружных мушкетеров и коварной Миледи, то в сердце  французов он  занимает особое место: на протяжении столетий Ла Рошель служила  прибежищем смутьянов и прочих возмутителей   спокойствия.  Сначала это были  рыцари-тамплиеры. Именно они и построили здесь большой порт, откуда вывозили вино и соль.  Когда  король Франции расправился с ними, то вскоре их место в городе заняли  гугеноты - все сплошь еретики да  английские шпионы. Когда терпеть все это  стало совсем уж невозможно, то в 1622 году герцог Де Гиз для начала уничтожил флот Ла Рошели. Спустя пять лет  город взяли  в осаду. Изнурительная осада обошлась инаковерующим в двадцать тысяч жизней ла рошельцев. Город пал,  но дух независимости из строптивых ла рошельцев вышибить так и не удалось.

На смену гугенотам пришли  карбонарии. А теперь вот  - социалисты. Впрочем, современных французских социалистов возмутителями спокойствия никак не назовешь.

Уже много лет подряд на пост губернатора  Пуату - Шаранты  выбирают главу французских социалистов - Сеголен Руаяль.  Переселиться в Париж ей так и не удалось: выборы на пост президента она  проиграла. Счастливый  «Сарко» переехал в Елисейский дворец, расстроенная  Сеголен вернулась  в свою атлантическую вотчину,  а Франция пошла вправо -  в объятия  добренького «дядюшки Сэма»...

Впрочем, все это нас мало волнует - мы иностранцы. К тому же ходим на яхте,а не по коридорам Власти. Мы из тех чудаков, кому приятнее бороться с ветром и волнами, чем с человеческими характерами... В такой отстраненности от суетной повседневности и состоит  прелесть путешествия под парусом. Да и вся эта докучливая современность легко забывается в  старом порту Ла Рошели. Вот уже семь веков вход в него прикрывают две средневековые башни: Цепная (la tour de la Chaîne )   и Фонарная  (La tour de la Lanterne). С XII  века семидесятиметровая Фонарная башня служила маяком. Это самый  старый маяк  на всем Атлантическом побережье Франции.  Затем перестроили, а потом   превратили в тюрьму: на стенах узниками разных эпох  выцарапано более 600 надписей. Башню чаще  «Башней Четырех сержантов»: в ней томились четыре осужденных карбонария. Младшему было 20, старшему - 26.  Молодые  люди объявили себя «угольщиками», то есть бесстрашными карбонариями, и как  наши декабристы  составили заговор с целью свержения королевской власти и восстановления Республики. Вскоре они были арестованы и приговорены к смерти - для примера остальным желающим побороться с Королем.

В сентябре 1822 гильотина на Гревской площади в Париже обезглавила четверку мечтателей. Перед тем как каждого из них,  со связанными сзади руками,  повалили в ящик - под нож гильотины, каждый из них успел выкрикнуть: «Да здравствует свобода!». Наших противников самодержавия, помниться, всегда вешали в мешках и без толпы зевак - свидетелей. Впрочем, у нас всегда тихо удавливали в застенке, а в Европе с помпой и муками осужденных казнили на площадях. 

 Спустя годы, после революции 1848,  четверка заговорщиков была объявлена «Мучениками Свободы», а их могилы на кладбище Монпарнас в Париже найдены и увековечены.   

В  Ла Рошель  можно увидеть средневековые дома фахверковой постройки - когда балками перечеркнут весь фасад, каменные дома с резьбой времен покорения Ла Рошели Де Гизом  и особняки судовладельцев игривой эпохи восемнадцатого века...

 

  В Ла Рошель стояла Третья флотилия немецкого подводного флота. Бункер для подлодок высотой 19 метров при длине 200 построили немного в стороне от города. Тридцать лет тому назад заброшенный «схорон»  для стальных гробов, превратился в съемочную площадку: Вольфганг Петерсен здесь снимал финал своей знаменитой «Лодки», когда  пройдя через  все ужасы подводной войны, у родного причала под английскими бомбами гибнет лодка, ее  капитан и большая часть  экипажа. Немного позже в том же бункере работал Спилберг во время  съемок  «В поисках утраченного ковчега»: ту самую сцену, где Индиана Джонс тщетно пытается натянуть на себя маленький мундирчик, снятый  с оглушенного им фашиста, а потом  за свою неуставную небритость получает нагоняй от офицера.

  Из-за этого бункера городу изрядно  досталось от авиации союзников. И все же Ла Рошели   повезло больше, чем другим - освободители не сровняли ее до основания вместе с туземцами.  Кстати, немецкие солдаты доблестно защищали опустевшую базу подлодок:  Ла-Рошель стала последним освобождённым городом Франции.  Комендант сдал город победителям лишь в полночь  8 мая 1945.

    

Наш капитан озабоченно поглядывает на часы.  Все. Пора обратно на борт: скоро начнется прилив.

Василий  Журавлев