+7 (499) 409-409-0
?Катамаран XENIA
Туда и обратно или или Турецко-Греческое путешествие на яхте
  

Раз в году в России наступает время, когда большая часть населения пакует вещи и покидает города. Кто-то, и таких большинство, едет на дачу, кто-то ловит последние дни горнолыжного сезона на европейских ледниках, кто-то осматривает достопримечательности соседних городов и стран, ну а яхтсмены собираются на регаты, парусные ралли, экспедиции и флотилии на Средиземном море.

Как уже, наверное, все догадались, разговор идет о майских праздниках. Конечно, отдыхать и путешествовать народ ездит и в другое время. Но никогда это не бывает так катастрофически массово. Официально объявленное количество выходных значения уже почти не имеет, офисы безнадежно пустеют. Удивительно, как чартерные компании еще не сделали майские праздники «высоким русским сезоном». Хотя такой шаг, возможно, и поубавил бы всеобщую охоту к перемене мест. Но в этом году, несмотря на всеобщий кризис, наши соотечественники порадовали средиземноморский чартер. Только в Турции одновременно проходило сразу несколько больших русских парусных мероприятий. Мы примкнули к майской флотилии, организованной Российской Ассоциацией шкиперов.

Московские яхтенные компании обычно организуют за рубежом регаты разной степени спортивности. Флотилия - менее распространенная у нас форма морского путешествия, но, как выяснилось, очень комфортная. В регате распорядок жизни подчинен гоночной инструкции. Отдельно взятая лодка, конечно, может сойти с дистанции и пойти дальше своим маршрутом, но так происходит обычно только в случаях технических поломок или ЧП с экипажем. Ведь выйдя из гонки, экипаж сразу потеряет очки, а раз приехали гоняться - все хотят показать лучший для себя результат.

Во флотилии правила более свободные - есть общий разработанный маршрут, есть рекомендованные места стоянок, в случае необходимости есть возможность запросить помощь или совет яхт флотилии. Но при этом можно отклоняться от общего маршрута, выбирая места в соответствии с интересами конкретного экипажа.

В нашу флотилию входило девять яхт и катамаран. На двух лодках проходил практический тренинг по программе day skiper, на одной (нашей) яхте шли занятия по курсу фотографии, остальные отдыхали в свободном режиме в основном семейными экипажами. Так как цели и уровень подготовки экипажей у всех были разные, встречались мы только в маринах, и то не всегда. Зато каждая яхта совершила собственное морское путешествие, не потеряв при этом поддержку коллектива.

В первый же день, согласно первоначальному плану, наша флотилия после процедуры приемки яхт взяла курс из Мармариса на Родос. Расстояние 37,5 м.м. Ветер от 10 до 25 узлов. Очень приличная, особенно для первого дня путешествия, волна. Всех, кого могло укачать, естественно, тут же укачало. Переход занял около семи часов под парусом.

При подходе к Родосу выяснилось, что мест в городской марине нет, и командор флотилии передал по рации координаты «новой марины». К сожалению, хотя марина есть на карте, строительство ее уже давно находится в замороженном состоянии. В результате - ночевка на якорях в не самом удобном месте. На Родосе нам были явно не рады, и большинство яхт утром отправилось в обратный путь в Турцию.

Наш экипаж принял решение перейти в более закрытую и уединенную бухту, а оттуда - добраться до знаменитого средневекового города на машине. Хоро­шо, что среди нас оказался большой знаток острова, и этот план удалось блестяще воплотить в жизнь. Тем, кто был на Родосе, рассказывать о нем бессмысленно. Тем, кто не был, можно сказать только одно - побывайте там! Прогулка по городу стоила всех превратностей пути.

И все-таки несколько слов об истории. В средневековье остров был оплотом крестоносцев, потом его захватили турки, недолгий период в двадцатом веке был под властью Италии Муссоли­ни, после Второй мировой войны Родос - греческий остров. Наслоение эпох, культур, религий, от созерцания которого трудно оторваться.

Усилием воли мы заставили себя покинуть цитадель, вернуться на яхту и отправиться в Турцию. В Бузук-Кале нас уже ждала флотилия. Швартовались в ночи, наши друзья включили все огни на яхтах, освещая неразличимую в темноте марину, и радостно встречали на пирсе. Хорошо, когда тебя ждут!

Следующий день был запланирован как гоночный переход в Паламут. Идти предлагалось на выбор - парусом или мотором, но время под мотором удваивалось. Так как под парусом идти можно было только галсами, вместо 23 м.м. мы прошли 42, да и ветер был только 10 узлов. В результате после пересчета выиграли те, кто шел только мотором. У нас третье место, и первое среди тех, кто все-таки поднимал паруса. Правда, призовой фонд в виде ящика вина победители разделили на всех, так что недовольных не было.

Паламут радует яхтсменов наличием сервисных колонок на причале и большим выбором маленьких ресторанчиков. По сути, кроме выстроившихся в ряд вдоль залива ресторанов, здесь нет ничего. Зато в сумерках приятно посидеть за столиком прямо у кромки воды, слушая размеренный плеск волн.

Из Паламута флотилия отправилась в Книдос. Короткий переход (8,6 м.м.) - и мы уже гуляем по античным руинам. Книдос знаменит тем, что когда-то здесь был процветающий торговый город. Шло время, алтари Аполлона и Афродиты сменялись христианскими базиликами, но постепенно город потерял свое значение. Люди переехали в другие места, а языческие и христианские святыни ветшали и рассыпались вместе. Потом пришли археологи, все ценное развезли по музеям мира, оставив живописные камни на обозрение туристам. Турецкие власти огородили остатки античности колючей проволокой, и побродить по руинам можно за 8 лир и только до 7 часов вечера. Наша идея сделать ночную и рассветную съемки успехом не увенчалась. Но что безусловно привлекает в этом месте, так это его безлюдность. Можно в одиночестве сидеть на ступеньках древнего амфитеатра, прислушиваясь к шорохам ящериц и размышляя о тщетности человеческих усилий...

В сущности, если не предаваться медитации, на осмотр Книдоса надо не так много времени, и наш капитан предлагал в тот же день идти в Бодрум и ночевать уже там. К сожалению, мы пришли в Книдос одними из первых, а стоянка здесь - лагом. К нашей яхте пришвартовалось еще две, и такие же гроздья преграждали путь с кормы и носа. Флотилия в Бодрум идти не собиралась, так что пришлось ждать, пока утром все соберутся в путь. Две яхты ушли с Книдоса на греческий Кос, мы отправились тоже в Грецию - на остров Сими, остальные яхты пошли вдоль турецкого побережья в бухту с чересчур красивым названием Sailors Paradise.

Погода в тот день была скорее осенней - все время начинал накрапывать дождь. Но даже хмурое небо не могло приглушить оптимизма, исходящего от главного (а возможно, единственного) городка острова Сими. Желто-оранжевые дома с белыми колоннами сбегали с горы в бухту, создавая полукруг света в этот пасмурный день. Небольшая прогулка по городу и дивный обед в таверне укрепили наш экипаж из семи человек во мнении, что яхтинг в Турции хорош еще и тем, что можно зайти в Грецию.

На ночевку мы опять присоединились к нашей флотилии. Как и следовало ожидать, сама бухта оказалась очень живописной, но деревянные сараи «береговой инфраструктуры» в окружении проволочной ограды вызывали непреодолимое желание вернуться к греческим берегам.

Утром стартовали на Сими, решив теперь посетить так называемую монастырскую бухту Панормитис. Дистанция около 20 миль. Ветер 30 узлов - хорошая прогулка под парусом. Из флотилии до Панормитиса добрались четыре яхты. Остальные рассеялись по другим бухтам. Мы же с удовольствием посетили небольшой монастырь со знаменитой иконой архангела Михаила. Цветы в кадках в монастырском полупустом дворике, пение птиц, улыбающаяся пожилая служительница. Раз в час святой отец выходит во двор и звонит в колокол. И насколько приятнее русскому уху слышать звон колоколов, чем песнь муллы!

Утром мы решили, что Родос - остров большой и красивый, и мы многого еще не увидели. Поэтому решено было вернуться, взять машину в прокат и организовать себе культурную программу. Оставив яхту на якорной стоянке в уже известной нам бухте Ладико, мы полтора дня путешествовали по острову.

Городок Линдос. Мы вернулись на Родос фактически ради встречи с ним, и не пожалели об этом. Пройдя по узким средиземноморским улочкам - классическое сочетание белого с синим, - поднимаешься к замку крестоносцев, выстроенному вокруг античного акрополя. Такая вот матрешка. И кажется, что за час проходишь сквозь века. На самом верху, у подножия ионических (или дорических?) колон, уходящих в изумрудное небо, ощущается некий театральный эффект. Как будто талантливый декоратор собрал вместе изящные греческие колонны, тяжелые каменные кресты, массивные крепостные стены с недоверчивыми бойницами, подобрал наиболее выигрышное освещение и позвал толпы людей всех национальностей с фотоаппаратами и видеокамерами, чтобы одним махом показать историю не только этого острова, но и нашей цивилизации.

В Линдосе хочется задержаться как минимум на недельку, но... нас ждет яхта, и уже пора снова возвращаться к берегам Турции. Идем на ночевку в отличный ресторан с причалом Кумлубуку (неподалеку от Мармариса). На следующий день мы наконец встречаемся со всей флотилией, сдаем яхты - вот и прощальный ужин. Путешествие закончилось, чего, как всегда, жаль.

Последние несколько слов об особенностях этого маршрута. Всем привлекательна Греция, кроме проблем со стоянками. Мест в единственной старой марине Родоса не найти, остаются только якорные стоянки без возможности пополнить запас воды и зарядить аккумуляторы.

Хорошо, что рядом есть Турция с ее развитой яхтенной инфраструктурой. Хотя Турция тоже разная - как выяснилось, маршрут на юг (от Мармариса до Финике), который мы прошли в прошлом году, проходит через более «цивилизованные» для яхтинга места, чем северное направление, выбранное на этот раз. Жаль, что не удалось зайти в Бодрум, там, рассказывают, есть и отличная марина и интересные достопримечательности. Тем не менее, путешествие получилось просто замечательное, удалось увидеть много интереснейших мест и сравнить два таких разных, несмотря на переплетающуюся историю, приморских государства.

Алена и Сергей Богдановы