Отрабатываем Мэй-Дэй |
|
Во время недавней экспедиции Национальной Ассоциации Шкиперов на Азорские острова участники экспедиции дважды получили возможность участвовать в ситуации отработки сигнала бедствия. В предыдущей статье я уже рассказывал читателям обстоятельства операции по спасению немецкой моторной яхты. Другая ситуация возникла с одной из наших яхт на обратном переходе с Азорских островов. Невинный запрос буксира для входа в марину едва не обернулся для экипажа Лонтананзы серьезными неприятностями. Поскольку тема взаимодействия с портовыми властями все еще является терра инкогнита, подробности конфликтной ситуации случившейся с нами будет наверняка полезно и интересно узнать всем остальным яхтсменам.
Итак, спасательная операция или узаконенное пиратство?
May Day по-португальски
Благополучно добравшись до Файала наша флотилия разбрелась по Азорским островам. Часть участников перехода Испания -Азоры благополучно отбыла домой. По иронии судьбы на самый интересный участок экспедиции пришлось наименьшее количество участников. Оно и понятно - русский человек любит покорять просторы а не барахтаться в уютной лужице среди нескольких островков... От себя скажу что Азоры - это что- то совершенно особенное, что заслуживает посещения тем более если вы уже все равно здесь оказались. После недельной прогулки по Азорам все яхты должны были собраться в Понта-Дельгаде на Сан- Мигеле что бы пополнить запасы воды и продуктов, взять вновь прибывшую часть экипажа и отправиться в океанское плавание в сторону материка. Неприятности начались на подходе к Сан-Мигелю. Всю дорогу от Терсейры прошли на моторе и вот в 20 милях от Понта Дельгады долгожданный ветерок - двигатель стоп! Открыть грот. Открыть стаксель. Передав управление Володе, спускаюсь вниз и чувствую запах паленой изоляции. Пристальная инспекция электрической проводки не дала ничего, зато под двигателем - грязная лужа тосола. Приплыли. Готовимся к швартовке на парусах. А ветер скисает на глазах. Швартоваться на парусах все таки не пришлось - РИБ из марины встретил и бережно поставил к причалу. Самостоятельные попытки решить проблему не дали результатов - а механик пришел к нам только на следующий день вечером. Заключение мастера не дает поводов для оптимизма - деталь (крышка водяной помпы внутреннего контура) требует замены и есть она в единственном экземпляре только на материке - что бы доставить ее потребуется около недели. В прибывших на обратный путь экипажах зреет бунт. «Сколько мы будем еще ждать?» - особенно болезненно мучает этот вопрос новый экипаж Jibacoa - ребята прилетели так далеко за подвигами, а не что бы ждать другую яхту с ее проблемами и неполадками. Ночные вылазки в город чередуются экскурсиями по винным магазинам и допросами капитана - «Ну когда же мы идем, в конце концов...» Оставалось только применить тактику самозваного Ивана Грозного из советской комедии «Иван Васильевич меняет прфессию» - А Казань брали? - Казань не брали! - Тогда на Казань! И братва с Хибакоа ушла брать Казань, вернее - Санта Марию что в 90 милях к югу от Понта Дельгады. Лонтананза должна была стартовать двумя сутками позже что бы присоединиться к Хибакоа в 100 милях к востоку от Сан Мигеля, и идти через океан на Испанию вместе. Ну а наша лодка осталась дожидаться у моря погоды вернее запчасти. Перспектива идти через океан в одиночку лично нас не сильно пугала. К месту встречи с Хибакоа Лонтананза не дошла - заглох двигатель. Нужно сказать, что он сбоил с самого начала нашего путешествия, с Гибралтара. А тут встал мертво, на все попытки завести его- отвечал лишь чиханием. Лонтананза возвращается в марину. Механик быстро проверяет двигатель, чистит шланги меняет фильтра, долго мучается с ТНВД. Все готово! К сожалению пообщаться с механиком экипажу яхты не удалось, он говорил только по португальски, поэтому причины поломки так и остались невыяснеными. И вот, наконец, Лонтананза устремляется в океан с трехдневным отставанием от Хибакоа. Так получилось, что все три яхты возвращались с Азорских островов поодиночке, одним и тем же маршрутом, но с интервалом в 2-3 дня.
Плавание в районе Азор сильно отличается от предсказуемого и стремительного движения в районе Торговых ветров. В любом случае, на пути с островов вам прийдется пройти обширную зону повышенного давления характеризующуюся отсутствием внятных и устойчивых ветров. Из 1200 миль до суши около половины пути Лонтананза прошла в условиях полнейшего штиля. По свидетельству экипажа Лонтананзы никто из них не видел столь неподвижной спокойной воды не только в средиземке, но и даже на внутренних озерах. Настроение у экипажа приподнятое, жизнь явно задалась. Солнце и причудливые узоры облаков, рыбалка, купание, кортеж дельфинов и касаток вокруг яхты... Затем началась непогода. Вернее задуло с востока. Кто изучал метеорологию в яхтенной школе RAYS, знает, что в северном полушарии ветра закручиваются вокруг зоны повышенного давления по часовой стрелке. Вот эта погодообразующая зона и гульнула на север. Сдвинься она к югу и мчалась бы яхта на восток с попутным ветерком. Но зона повышенного давления отошла к северу, о чем я предупреждал, разглядывая погодные карты. Стало быть, подошла Лонтананза к границе антициклона и наткнулась на встречный ветерок в 25-30 узлов. Следом за ветерком появилась и волна. И хотя, указанные погодные условия не являются штормовыми, но и комфортными для 39-футовой яхты они очевидно не являются. Периодически яхта вылетает на полкорпуса из волны и с размаху плашмя падает на следующую волну. От удара звенит в ушах, в шкафах на штатных местах бьется в дребезги посуда, мачта зловеще изгибается хлыстом, еще долго успокаиваясь после очередного удара. Острый бейдевинд левого галса и яхта неумолимо сваливается с курса в сторону Африки. Итоговая скорость по курсу 2-3 узла под парусами. Хорошо еще есть двигатель и можно мотосэйлить, топливом запаслись от души перед выходом- во всех супермаркетах Понта-Дельгады исчезли 20-литровые канистры - экспедиция RAYS готовилась к пересечению зоны повышенного давления! Милях в 200 от берегов Португалии двигатель в очередной раз стал давать перебои, терять обороты. Затем наступила тишина. Или что там наступает, когда яхта идет под круто зарифленными парусами в острый бейдевинд а ветроуказатель показывает 30-35 узлов вымпельного ветра. Для экипажа Лонтананзы наступили мрачные времена. В прямом смысле. Из-за густо висящих грозовых облаков темно как ночью. Температура воздуха здорово упала. Холод заставил экипаж надеть под непромоканцы все что у кого было. Режим строжайшей экономии электроэнергии, помпа пресной воды не работает из-за низкого напряжения бортовой сети. Кокпит периодически заливается проходящей над надстройкой волной. Внизу полный разгром из-за вещей покинувших свое место и подлетающих на крутых ухабах сланей. Из-за ударов о волны - находиться внизу непросто, а уж спать, особенно в носовой каюте- невозможно. Из за того, что яхта приближалась к зоне разделения движения у мыса Сан Винсенте, где многие трансатлантические трассы для торговых судов берут свое начало, осложнилась ситуация с трафиком. Лонтананза стала встречать много торговых судов, которые резали ее курс. Так как к тому времени ходовые огни уже не горели из за недостатка электричества, капитан принял решение, что весь экипаж отныне будет постоянно находиться в кокпите- нести вахту. Это конечно осложнило ситуацию с отдыхом экипажа людям приходится спать прямо в кокпите, иногда даже прямо в луже на палубе. Попытки починить двигатель никчему не приводят. Ребята разобрали половину двигателя, нахлебались солярки, а он никаких признаков жизни. Тем не менее экипаж вполне сохраняет присутствие духа- «а что собственно происходит, да ничего фатального - это парусная яхта а не немецкий мотокруизер. Худо бедно идем в сторону Португалии. Ну в крайнем случае опоздаем на самолет...». Вот и ветерок отходит чуть-чуть к северу и все ближе курс яхты к нужному направлению. Перед выходом из Понта-Дельгады Володя Гансон к счастью догадался взять у меня Nautical Almanac. Теперь эта книжка очень пригодилась что бы выбрать порт-убежище, удобный для подхода на парусах. Ближайшее подходящее место португальский порт Лагос. У входа в канал отличная бухта закрытая с моря мысом. Песчаное дно и отсутствие подводных камней и опасностей. Здесь можно легко встать на якорь на парусах а затем дождаться буксира и механика. Но сначала последнее препятствие - схема разделения движения на мысу Сан-Винсенте. Пересекать ее без двигателя очень опасно. Поэтому Лантананза пытается дотянуть до конца схемы, и далее под прямым углом пересечь выход из коридора. Незадолго до пересечения 24-мильной в ширину схемы разделения ветер начал скисать. Измотанный штормованием экипаж лавируется в штилевых условиях пересекая густо населенную океанскими кораблями полосу движения. Пересечение схемы разделения продолжалось около 9 часов. За это время с Лонтананзой разошлось около 40 огромных мастодонтов. По причине отсутствия ветра Лонтананза не всегда была способна давать дорогу кораблям и надо отметить что к чести их капитанов - они заранее обнаруживали малышку и не обижали ее старательно держась от нее в стороне. Пора подстраховаться с буксиром в Лагосе - Игорь делает звонок по спутнику хозяину лодки, указывая предполагаемое время прибытия на якорную стоянку. Единственная просьба прозвучавшая в разговоре - созвониться с офисом марины и договориться насчет РИБа и механика для ремонта двигателя. По самым пессимистичным прогнозам времени более чем достаточно для того что бы успеть в Гибралтар в срок. Лишь бы механик был на месте, а то ведь пятница... Ветер совсем ослабел. Еще звонок хозяину - наверное прийдем на день позже, не волнуйтесь, просто нет ветра, у нас все нормально. Жизнь налаживалась - схема разделения позади, снова солнце, от материка веет теплом и жизнью. Еще одна попытка завести двигатель неожиданно привела к успеху. Лонтаназа чихая и кашляя припустила в направлении Лагоса. Раннее утро, мимо на огромной скорости (как потом выяснилось 55 узлов) проносится катер и скрывается за горизонтом. Через некоторое время на 16 канале Костгард вызывает Лонтананзу. Игорь отзывается и костгард запрашивает координаты. Игорь дважды диктует свои координаты. Костгард пропадает с 16 канала не сказав ни спасибо ни даже стандартного over или out, а через полчаса к Лонтананзе подлетает тот самый скоростной катер. Ни слова не говоря на борт высаживаются два полицейских при оружии. Попросив у капитана документы на лодку и его шкиперский сертификат они предложили экипажу покинуть яхту и перейти на борт катера! Экипаж Лонтананзы выразил непонимание целесообразности такого шага. А чего ради, когда солнце кругом, уже видно загорающих на пляже, двигатель хоть подозрительно и почихивает, но работает, водяная помпа и водогрев, горячий душ и чайник на плите- жизнь только начинается а тут, оставить яхту! Чего ради. Если бы этот катер подрулил дня три назад, над предложением можно было бы еще подумать а тут - точно нет! Капитан озвучивает свои сомнения в целесообразности оставления судна, и аккуратно интересуется чем бедный экипаж Лантананзы обязан визитом столь уважаемой организации, коей является коастгард. Офицеры сообщают изумленному экипажу, что к ним обратился хозяин лодки - чартерная компания с просьбой отбуксировать лодку в Лагош.
Экипаж Лонтананзы пребывает в эйфории от пережитого опыта и особенно от того что все позади. Костгард, даже такой невежливый и хмурый воспринимается в этом состоянии как вестник близкой швартовки, обещание поддержки и помощи. Так нас учили когда мы читали про Дядю Степу. Далее яхта следует в марину под конвоем. Присутствующие на борту костгард несколько раз выспрашивает сколько человек на борту. Разглядывая скоростной катер, абсолютно не приспособленный для целей буксировки, Игорь поинтересовался у гостей, а как они собственно собирались их буксировать? А мы не собирались вас буксировать отвечают гости, мы собирались вас эвакуировать... Вокруг Лантананзы заметно какое-то нездоровое оживление - вот на расстоянии около десяти кабельтовых подошел военный катер, с другой стороны примерно на такомже расстоянии дрейфует буксир. А ведь до сообщения яхтой своих координат море было пустынно. Видно к встрече Лонтананзы здесь готовились. На входе в канал ведущий в марину конвойный катер резко и достаточно грубо окрикивает прогулочные суда и рыбачков, приказывая им остановится пока конвой пройдет пролив. Далее Лонтананзу не пускают в марину, а сопровождают к рабочему пирсу не приспособленному для стоянки яхт. Костгард забирает все документы на яхту и паспорта. Кроме того приходит таможня и вопросы повторяются снова. Сколько человек на борту. А точно ли четверо. А где прячутся остальные. А можно ли проверить. Радостный экипаж с пивом уютно расположившись в кокпите делает широкий жест - пожалуйста, смотрите! И предоставляет заверенные портполицией в Понто Дельгаде списки экипажа. Затем приходит еще трое в штатском. Уже знакомый нам офицер морской полиции снова спрашивает Можно ли посмотреть судно. Снова беспечный жест - пожалуйста. Смотреть идут те самые в штатском. К тому моменту на борту яхты уже собралось девять представителей властей. Еще несколько банок пива было выпито, а гости все не возвращались из недр Лонтананзы. Спустившиеся вниз хозяева с удивлением обнаружили как неизвестные в штатском перерывают внутренности их домика. Надо сказать, что в свете погодных условий последних дней внутреннее пространство яхты и так не представляло из себя дома образцового содержания. Но тут к валяющимся на полу предметам стражи порядка добавляли все новые. На пол летели непромоканцы, грязное белье из сумок, использованная туалетная бумага из мусорных корзин в гальюне! Подымались слани, откручивались переборки. Посетители не заморачивались тем что бы вернуть проверенные предметы в исходное состояние - все сваливалось в одну кучу на полу. На изумленный вопрос что собственно происходит - ответ - стандартная процедура. Игорь берет камеру и начинает фотографировать разрушения и посетителей их осуществляющих. В ответ посетители запрещают снимать их. А почему?- спрашивает их Игорь, я здесь капитан, а вы даже не представились кто вы такие? - Криминальная полиция - бегло суют удостоверения под нос а после этого отбирают камеру и тщательно вытирают все фотографии обыска. Да объясните в конце концов, что происходит, взрывается Игорь. Может это не Европа. Может мы приплыли в Камбоджу или Сомали? Ребята из костгард сидящие в кокпите стыдливо отводят глаза. Досмотр продолжается около пяти часов. После этого объявляется что документы на яхту и паспорта изымаются и будут в капетанерии до понедельника, когда будет закончено разбирательство. Какое разбирательство?! Вы подали сигнал бедствия. Мы не подавали сигнала бедствия! Хозяин подал, очевидно у него были причины. Но нам улетать в понедельник. Нас не устраивает что наши паспорта кто-то забрал, мы что, арестованы? Нет Тогда верните нам паспорта! Паспорта возвращаются. Но документы на яхту может забрать только хозяин яхты. Механику кстати, запретили подыматься на борт тоже до окончания разбирательства. Экипаж связывается с чартерной компанией и рассказывают, что происходит. Хозяин чартерной компании в шоке. «Проклятые португальцы!...», - только и могут разобрать ребята. Как потом оказалось, хозяин чартерной компании, в соответствие с просьбой экипажа, созвонился с мариной Лагоша и договорился, что нам предоставят РИБ для входа в марину и обеспечат механиком. Далее события развивались следующим образом: марина предоставляет помощь РИБа для захода в марину только на удалении не более пяти миль от берега. Дальше, по их словам, они посмотрели прогноз погоды, и поскольку в соответствие с ним в течении 4 дней предполагался очень слабый ветер, то они обратились к костгварду за помощью. В общем без меня меня женили. Ликвидировав последствия обыска, экипаж сошел на берег. Экспедиция для них закончилась в Лагосе. Не сбылась мечта Макса пройти Гибралтар. Зато осталось ощущение уверенности в своих силах и бесценный опыт конфликтного взаимодействия с представителями портовых властей, которые как оказывается, не только в нашей стране могут проявить необоснованную подозрительность и недружелюбие к яхтсменам. Не хочется конечно незаслуженно обвинять костгвард португалии, но у нас есть подозрения, что эта ситуация напоминает широко освещавшуюся многими яхтенными журналами историю про спасение яхты в греции. Когда в не очень чистые на руку дельцы пытаются притянуть каждую аварийную ситуацию с яхтой под призовое право. Во всяком случае желание португальского костгварда эвакуировать людей с нетерпящей бедствие яхты, против желания экипажа довольно странно, так же как и странно «случайное» нахождение поблизости буксира.
Эта история позволяет сделать несколько выводов которые могут быть полезными для читателей оказавшихся в подобной ситуации:
Прежде всего, справедливости ради нужно отметить, что подобное поведение весьма нетипично для европейских служб береговой охраны и полицейских служб. Тем не менее, в свете последних событий приходится признать тот факт, что неуважительное отношение к процессуальному праву и личным свободам человека считавшееся ранее прерогативой Российских правоохранительных органов имеет место и в «благополучной» в этом отношении Европе. Недавний инцидент с Российскими яхтсменами на Майорке так же подтверждает эту наметившуюся тенденцию. По сути, мы должны говорить о двух не связанных между собой моментах взаимодействия с береговыми властями: Первое- это порядок подачи и отработки сигнала бедствия. И второе - порядок взаимодействия с правоохрангительными органами (таможней, иммиграционной службой, полицией). Опыт преподавания в яхтенной школе RAYS позволяет сделать заключение, что оба эти момента являются наиболее животрепещущими и востребованными среди наших студентов. Не многие из начинающих яхтсменов могут похвастаться личным опытом, но все кто выходит в самостоятельное плавание в международной акватории могут оказаться в подобной ситуации. К несчастью в популярной последнее время среди наших яхтсменов переводной литературе ни слова не говориться о правах сторон при возникновении подобных конфликтов. И среди преподавательского состава многочисленных яхтенных школ не то чтобы наблюдался недостаток теоретических познаний в области морского права - просто явно ощущается недостаток опыта подобных разбирательств. А закон и право как известно скорее дело практики нежели теории. Поэтому учимся на собственном опыте. 1. Операция поиска и спасения. Согласно положений конвенции SOLAS IMO береговые службы стран участниц конвенции обязаны обеспечить проведение спасательной операции с целью спасения жизни людей, если в зоне их ответственности терпит бедствие судно. Поддержание инфраструктуры и само проведение спасательных операций очевидно весьма хлопотное и дорогостоящее занятие. Тем не менее, лично я нигде в материалах IMO не обнаружил четко прописанной схемы финансирования этих затрат. Судя по отчетам самих спасенных в ходе этих операций, службы спасения большинства европейских стран джентельменски и бескорыстно спасают человеческие жизни возлагая очевидно все расходы на свои государства. Хотя это не всегда так. Если вы, например отправитесь на Шпицберген из Норвегии, вас предупредят о необходимости иметь финансовые гарантии на случай если придется вас вытаскивать оттуда. То есть вполне возможно, что по завершению спасательной операции спасенный может получить счет к оплате. Если говорить про спасение имущества, то про это ничего вообще ничего в конвенциях IMO не сказано. Однако со времен кодексов Джека-Воробья и по сей день, когда снимется очередная серия эпопеи Джонни Деппа, в отношении найденного в море имущества соблюдается правило «найденное в море добро является собственностью того, кто его нашел, а не того кто им владел ранее». Таким образом, обязанные спасать человеческие жизни службы спасения спасут вас, эвакуировав с терпящего бедствие судна, но спасением вашего имущества (включая саму яхту) никто особо не станет заниматься. Далее оставленное на произвол ветра и волн судно может быть найдено кем-либо, кто вполне может заявить свои права на него на том основании, что это было найдено в море. Очень похоже, что вся история с попыткой спасти экипаж Лонтананзы - была попыткой захватить призовое судно под предлогом проведения спасательной операции. А поскольку такие случаи как мы видим периодически имеют место - несколько советов которые мы дали в том числе и себе самим как предохранить себя от узаконенного пиратства.
И напоследок, хочется еще раз выразить глубокое убеждение, что в подавляющем своем большинстве в портовых властях служат корректные, доброжелательно настроенные офицеры достойные всяческого уважения и симпатий. Поэтому мы, все же надеемся, что наши советы так и не потребуются вам в вашей практике. Счастливых вам плаваний.
С уважением, старший преподаватель яхтенной школы Национальной Ассоциации Шкиперов "RAYS", Алексей Панасенко
|