+7 (499) 409-409-0
Капитаны: гонщики или круизеры
Оглавление: 
1
Интенсивный курс обучения «Bareboat Skipper» в Яхтенной Школе «Национальной ассоциации Шкиперов»
Как лучше освоить управление парусной яхтой?

Можно в течение нескольких месяцев ходить на занятия по вечерам, пытаясь переключаться с повседневных мыслей, и лихорадочно вспоминая, на чем же вы остановились неделю назад. Способ традиционный и практикуемый большинством московских яхтенных школ. Однако здесь есть много подводных камней.

Во-первых, может оказаться так, что в условиях современного ритма деловой жизни Вы не сможете спланировать свое время на два месяца. И тогда Вы вынуждены будете что-то пропускать. А на дополнительные занятия опять же необходимо искать свободное время.

Во-вторых, как уже было сказано, такой «прерывистый» метод обучения яхтингу ведет к тому, что, приходя на очередное занятие, Вы потратите немало времени и сил на вхождение в тему и вспоминание пройденного материала.

Выход был найдет специалистами яхтенной школы «Национальной ассоциации шкиперов». Ими разработана уникальная для России программа интенсивного обучения основам яхтенного дела, базирующаяся на зарекомендовавших себя во всем мире методиках системы IYT (International Yacht Training). Программа состоит из интенсивного теоретического курса, изучение которого проходит в течение 5 дней, и 10-ти дневной практики на парусной яхте, принадлежащей школе.

В теоретический курс входит изучение всех основных компонентов яхтинга: Международные правила предупреждения столкновения судов, устройство парусной яхты, маневры под парусом и мотором, навигация и безопасность, такелажное и радио дело. Большая часть времени уделяется изучению Правил предупреждения столкновения судов, основам навигации, теории парусного дела и морской радиосвязи (см. Диаграмму 1). Разумеется, без внимания не остаются вопросы метеорологии, морского права и этике поведения на яхте и в марине.

Ну и конечно, не обошлось без огромного количества комментариев и разбора реальных ситуаций, которыми щедро делились с курсантами преподаватели школы.

Диаграмма 1. Теоретический курс Bareboat Skipper (40 часов): распределение по дисциплинам.



Дебют программы пришелся на начало марта. Оказалось, что начинающие яхтсмены из разных городов России готовы взять 3 дня отпуска, добавив их к трем праздничным дням, и собраться в Москве. Да и москвичам это было вполне удобно. Конечно, в данной конкретной ситуации мы оставляем за скобками мнение их жен, которым пришлось встречать свой весенний праздник в одиночестве

У всех курсантов (слушателями назвать их язык не поворачивается) был различный опыт хождения на парусах: кто-то ходил в Турции в составе большой компании, кто-то в юности гонялся на швертботах, а кто-то знаком с парусами только по романам Жюля Верна.

И, тем не менее, преподавателям удалось найти такой компромиссный вариант насыщения занятий материалом, который был полезен новичкам и интересен более продвинутым начинающим шкиперам.

Ну и конечно, не обошлось без огромного количества комментариев и разбора реальных ситуаций, которыми щедро делились с курсантами более опытные яхтсмены.

На этот курс собрались люди, которые четко знали, чего они хотят получить от недели интенсивных занятий. Тем ценнее мнения, высказанные ими после окончания учебы. Все оценки колебались в пределах от «хорошо» до «превосходит ожидания» (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Оценка курса слушателями.



Отрадно, что курсанты с нулевым начальным уровнем, показали вполне приличные знания на тестах по итогам курса. Это значит, что методика преподавания была выбрана верно.

Было заметно, что все, пришедшие на обучение, были ориентированы не на получение неких «бумажек», а на знания, которые позволят им самостоятельно взять яхту в чартер и осуществить безопасное путешествие под парусом в прибрежном районе. Именно эта практическая направленность и целеустремленность курсантов позволили получить очень неплохой результат: по итогам тестов 90% курсантов получили допуск к практической части курса (см. Диаграмму 3), и продолжат обучение на яхте в ближайшие 2-3 месяца в акваториях Юго-Восточной Азии и Средиземного моря.

Кроме того, все они получили сертификат радиооператора VHF.

Диаграмма 3. Контроль эффективности обучения.



В чем преимущества интенсивного метода перед традиционным?
  • Во-первых, удачно подобранное время занятий позволило оторвать курсантов от их обычной жизни с наименьшими потерями для их работы.
  • Во-вторых, высокая интенсивность занятий полностью загрузила мозг курсантов темой яхтинга и не позволяла отвлекаться на посторонние темы.
  • В третьих, ежедневные промежуточные тесты позволяли самим курсантам ясно видеть пробелы в своих знаниях, а постоянное присутствие рядом преподавателей давало хорошую возможность получать оперативные разъяснения по неясным вопросам.
  • Анализ первого опыта использования интенсивных методов обучения в российских условиях показал, что на сегодняшний день это наиболее эффективная форма работы по «закладке» в головы курсантов того минимума теоретических знаний, который необходим для начала практических занятий.
  • Интенсивный метод требует от яхтенной школы особо тщательной подготовки преподавателей, методических материалов, технических средств обучения и моральной готовности всех участников процесса к максимально эффективной работе в условиях жесткого лимита времени.
  • В связи с ростом интереса к обучению основам управления парусными яхтами, яхтенная школа «Национальной ассоциации шкиперов» набирает группы любителей отдыха под парусами, желающих получить международные права на яхту, ежемесячно.