+7 (499) 409-409-0
?Катамаран XENIA
История о том, как я неожиданно стала шкипером
Занесла меня судьба на Канарские острова.

В январе там как раз яхтенный сезон. Температура воздуха +23º, температура воды +21º. Для сравнения, в Москве на день прилета было —17º. Разница в 40º, однако, не подкосила крепкие и спортивные тела нашего экипажа по приезду. Зато подкосила нас всех морская болезнь в первый день на море. Кого-то в большей, кого-то в меньшей степени.

Но даже это не испортило впечатления от морских просторов. Конечно, впечатления эти не передать словами, но я постараюсь хотя бы отчасти нарисовать картину жизни яхтсмена. Это другой мир, параллельная реальность, нереально интересно, увлекательно, познавательно, тяжело и… ответственно!

Мы прилетели на остров Тенерифе с пересадкой через Берлин, всего-то 12 часов, и ты на месте! :) На каком месте!!! На райском острове в Атлантическом океане, где солнце, горы и свежий воздух круглый год!

Мы приехали в марину (так называется яхтенная стоянка) и провели осмотр нашей красотки. Называлась она «El Demonio de Tasmania” – “Тасманский дьявол».

Первый день в море дался нам с трудом, но народные средства в виде имбиря и лимона, а так же способность организма приспосабливаться взяли верх над стихией, и в последующие дни мы чувствовали себя уже «в своей тарелке».

Целью поездки в итоге оказался далеко не отдых, а обучение на шкипера. Поэтому никакого алкоголя в течение дня, подъем каждый день в 7.30, а иногда даже в 6 и в 5 утра и тренировки, тренировки, тренировки. Но вечером мы позволяли себе немного расслабиться, ходили в рестораны, баловали себя свежайшими морепродуктами, мясом и местным вином.

Начали мы свое обучение еще в Москве, прослушав теорию. Наступило время переносить ее на практику. Мы вязали морские узлы, пытались запомнить названия тросов, веревок и частей яхты не только на русском, но и на английском, изучали лоцию. Лоция — это такая толстенная ежегодно издаваемая книга по каждому водному уголку Земли, в которой описываются все порты данной конкретной местности, примерная погода, возможные опасности, поджидающие в то или иное время года, направления ветра, разгонные зоны, навигационная обстановка и много-много подробностей, помогающих проложить безопасный курс. В общем, это настольная книга моряка, которую наш инструктор иногда с успехом пытался заставлять нас читать на ночь :)

 

Далее пошли практические занятия, которые оказались более энергозатратными и сложными для освоения. Мы учились заводить мотор, управлять яхтой и держать штурвал предварительно изучив технику безопасности.

После изучения слов грота-фал, стаксель-шкот, риф, оттяжка гика, стопор, лебедка, утка, гика-шкот, кранец и топенант мы начали учиться ставить паруса — стаксель и грот. Сначала это делали 3-4 человека под руководством инструктора, но наступал момент, когда нужно было делать это в одиночку. У мужчин это получалось лучше, особенно, учитывая, что они примерно в 2 — 2,5 раза крупнее меня, но я тоже со временем научилась. Сначала потела, сопела, кряхтела, не хватало сил, а потом стало получаться все лучше и лучше :)

Вечера были отдушиной — мы делились впечатлениями, эмоциями и полученными ранами.

Новое утро дарит нам новые испытания. Опять ставлю стаксель в одиночку, мою палубу, меня окатывает водой, когда я после тяжелого дня пытаюсь уснуть на палубе.

Ощущения сменяют друг друга с бешеной скоростью. К полудню ты уже забываешь что было с утра, а вечером не помнишь что ты делал в обед. Насыщенность событий невероятная, но это не утомляет, а, наоборот, бодрит, заставляет делать больше и больше, быстрее и быстрее, увеличивать темп, познавать, поглощать, впитывать новую информацию. Окружение интересных и веселых людей — одна из главных достопримечательностей. По идее, я должна была волноваться. 14 !!! дней с 6-ю незнакомыми людьми в «однокомнатной квартире» :) Но почему-то меня это не заботило. И не зря. Команда оказалась потрясающей. Ни одного конфликта, ни одной ссоры, ни ругани, ни претензий, ни упреков, все прошло гладко, комфортно, весело, позитивно, познавательно, интересно, с чувством юмора, пониманием, поддержкой, одобрением и дружелюбием!! В общем, с такой командой можно в любую регату.

Следующую ночь мы простояли на якоре. В принципе ничего особенного. Только никакого тебе удобства в душе, в марине нет магазинов, нет ресторанов, нет цивилизации. Вокруг только океан!!! Немного страшновато, качает сильнее обычного, опасности поджидают со всех сторон, но я спокойна и уверена, что все будет хорошо.

Закат был невероятного розового цвета – волны, солнце, облака и горы – это удивительное впечатляющее поразительное сочетание – успокаивающее и будоражащее одновременно.

И снова утро. После 9-ти часового перехода с о. Гомера на о. Ла Пальма инструктор устроил нам выходной.

 

Кто бы мог подумать, что выходной подразумевает под собой 2-х километровый поход в горы на смотровую площадку. С непривычки мое сердце билось так, что я чувствовала его сквозь куртку. Мокрая футболка и дрожь в мышцах были дополнительными побочными эффектам этого марш-броска. Но оно того стоило. Вид на горы и океан с высоты 750 метров над уровнем моря наблюдаешь не каждый день. Обед морскими гадами с видом на океан и километровые волны, бьющиеся о скалы тоже оставили неизгладимое впечатление.

Но отдых закончился и начались трудовые шкиперские будни. И тут случилось страшное. Мы, как студенты, должны были пройти все стадии испытаний. Подъем на 19-ти метровую мачту было одним из них. Меня, как самую мелкую, собрались поднимать на верхотуру. Тренинг, что ж поделать. На яхте в открытом море, да и в марине, случается всякое, в этом мы все убедились. Вдруг лампочка перегорит, вдруг веревка соскочит, вдруг радар забарахлит — лезь на высоту.

И вот, на мне уже 3 страховки, под попой так называемая люлька — пластиковая дощечка обернутая тканью и слова инструктора до сих пор стоят в ушах: «Вяжи страховочный узел сама, никому и никогда не доверяй и не поручай его завязывать. Теперь вся ответственность за твою жизнь на тебе». О, Боже! Нет! Как я — человек, живущий всю свою жизнь на 1-м этаже и боящийся смотреть вниз с балконов друзей — полезла на 18-ти метровую высоту??? Мне казалось, что после 3-х метров я заору: «Хватит! Я боюсь! Я больше не могу! Мне страшно! Снимите меня отсюда!». У меня была паника, но я этого не показывала — улыбалась и шутила до последнего момента. Думаю, никто и не подозревал на сколько мне страшно. Когда мне сказали: «Иди, одевай обвязку, и мы начнем» я шутя сказала: «Пойду помолюсь». Но это была не шутка. Мне было реально не по себе. Я ни разу не занималась никакими экстремальными видами спорта, я даже на горных лыжах и на сноуборде не стояла, не говоря уже об альпинизме. Единственный экстремальный спортивный поступок в моей жизни — поездка на мотоцикле 3 месяца назад. Я даже этого всю жизнь боялась! Хотя, вру, ныряла разок с аквалангом :) Но тогда я этого не помнила. В уме была только мама, которая, Слава Богу, не знала, что я собираюсь делать. Я пересилила себя и… привязавшись, тихо крикнула «Тяни!». Ребята начали тянуть веревку, поднимающую меня наверх. Я обхватилась руками и ногами за мачту. Мышцы всего тела напряглись и тряслись. Проблема заключается еще в том, что когда попадаются тросы, веревки, радар, краспицы — а попадаются они примерно через каждые 3 метра — нужно перестегивать одну из страховок. Не устану повторять, что руки мои тряслись. Я обнимала мачту как самого любимого человека на свете, которого не видела 3 года. И время от времени, когда приходила пора перестегиваться, кричала «Стоп!», «Давай дальше!». Голос, кстати, тоже дрожал, а вместе с ним и губы. Попасть карабином в нужное кольцо было поначалу не так-то просто. Амплитуда колебаний мачты увеличивалась с каждым метром. И вот, я на вершине… почти на вершине.. инструктор сказал хватит. Трясущимися от страха руками я достаю чужой фотоаппарат, чтобы сфоткать и снять на камеру. В голове слова коллег «Не смотри вниз», «Главное, не удариться о мачту», «Держись крепко», «Одень штаны, а не шорты, чтобы не пораниться». Спасибо, дорогие за все меры предосторожности. Моя жизнь была и в ваших руках. И вот, я наверху. Через несколько секунд я уже не ощущаю такого страха. Почти спокойно смотрю вниз, мышцы потихоньку расслабляются и успокаиваются, позволяя мне контролировать свое тело. Я снимаю на камеру. И мне уже не так страшно. Мне уже даже немного нравится. Ну, а потом я пошла вниз. Меня спросили предпочитаю я быстрый или медленный спуск :) Я же говорю, у меня был самый лучший экипаж! Еще раз спасибо за поддержку в прямом и переносном смысле слова!

Вообще за время, что я провела на яхте, я открыла в себе множество способностей и тайных резервов. Надеюсь, это не называется «стареть» :) Люди вокруг поражались, «Зачем я это делаю?» Зачем я учусь на шкипера, зачем я тяну тросы, зачем я ставлю паруса, зачем я лезу на мачту, зачем.. зачем.. зачем… Мне и самой сложно ответить на эти вопросы. Но это так интересно, так завораживает, так впечатляет, дарит новые эмоции, новые ощущения, новые знакомства, новых интересных необычных людей. Это придает уверенности в себе и добавляет понимания того, что ты можешь! Можешь то, что не могут и не пробовали другие! Ты в силах справиться с ситуацией и с собой, когда настанет «час-пик». Это потрясающие ощущения. После Ниццы это следующий кусок позитива в моей жизни.

После нескольких дней на Ла Пальме возвращаемся на о.Гомер. Подъем в 5 утра! На сегодня я назначена капитаном. Нужно всех разбудить, успеть позавтракать, подготовить яхту к отплытию — все проверить, задраить люки, одеть снаряжение, включить рацию и навигацию, наполнить баки водой, отдать швартовые и отправляться дальше.

И опять тренинги. На этот раз новинка — спасение человека. Сначала командой — один на штурвале, двое на стакселе, четверный на гроте, пятый с багром вылавливает man over board — пластиковую 5ти литровую бутылку, обвязанную веревками — имитацию человека за бортом. Сложно, но можно. Обнаружив «пропажу», штурман меняет ветер с бейдевинда на бакштаг, отдает команду привести грот в положение ДП, затем меняет галс и отдает команду перекинуть стаксель. Плавно подходя к «человеку», он почти останавливается и отдает команду ловящему по какому борту высматривать «утопленника». Человека-бутылку вылавливают, все хлопают в ладоши и довольны. Проблема заключается в том, что эту 10-ти тонную махину нужно остановить рядом с человеком не задев его винтом или килем. Через пару дней задание усложняется — вылавливание человека за бортом В ОДИНОЧКУ! Эта фраза повергла меня в шок и в депрессию. Первый раз я задала себе вопрос: «Какого … я тут делаю, и зачем мне все это нужно?» – вопрос, приходящий в голову большинству новичков :) Трое ребят справились. Вероятно, попытки, как и у меня, доказать самому себе, что можешь, что все получится, увенчались поразительным успехом. На что только ни способен человек в экстремальной ситуации! Скажу честно, я даже не стала пробовать. На следующее утро я не хотела выходить в море. Страх и боязнь не справиться, плюс накопившаяся за 10 дней усталость дали о себе знать. Зато в день экзамена я решилась. Я СДЕЛАЛА ЭТО. САМА! ОДНА! Выловила «Оскара». Поменяла курс, сменила галс, поставила ровно руль, взяла багор и выловила-таки этого человечка в веревках! Какая это была маленькая победа над собой и своими страхами! Солнце засияло у меня в душе, и я расслабилась. Кстати, приношу извинения за незнакомые морские слова :)

После прыжков по палубе и скамейкам мои колени превратились в забавную радугу. Желая немного позагорать я добилась только королевского голубого цвета на своих ногах.

Ну, а после усиленных трудов опять рестораны :)

Днем периодически наблюдаем огромный катамаран, перевозящий машины с туристами с острова на остров. Иногда отдыхаем и стараемся утрамбовать знания в своей голове.

Затем возвращаемся на о.Тенерифе, откуда и начали свое путешествие.

Здесь у нас тоже была небольшая экскурсия. Весь остров засажен банановыми пальмами, которые оборачивают в полиэтилен, создавая парниковый эффект. Теренифе — вулканический остров и цвет лавы, а соответственно и гор, зависит от ее возраста.


Так же на Тенерифе мы посетили замечательный «Loro Parque» – потрясающий зоопарк с дельфинарием и пингвинарием, зоосадом и садом орхидей под открытым небом. Чего мы только не увидели: гориллы, рыбки, пингвины, черепахи, акулы, скаты, креветки, ибисы, фламинго, попугаи, касатки, бенгальские тигры, крокодилы, медузы, морские котики, шимпанзе, ленивцы, сурикаты, рептилии, выдры, ягуары и море экзотических растений! Шоу касаток проходит в бассейне, который имеет диаметр 120 м и вмещает 22,5 млн. литров морской воды! Это потрясающее зрелище так же как и бесподобное шоу дельфинов!

Но вернемся на яхту. Еще одним приключением для меня было освоение надувной моторной лодки. После руля автомобиля, яхтенного штурвала этот стрекочущий «вжик» не поддавался моей логике. Экипаж наслаждался моими тщетными попытками ровно подойти к корме яхты. Слава Богу, мне попался терпеливый коллега, который натренировал меня так, что я с первой попытки смогла паркануться ровно и четко. Виктор, спасибо тебе за это! :)

Вообще эта поездка на Канарские острова на яхте принесла много новых знаний, опыта и невообразимых ощущений. Да и меня заметно изменила. Уже почти 2 недели я не крашусь, не ношу каблуки, одеваюсь в толстовку, пуховик и термобелье. Я моюсь утром в холодной воде за 5 минут, тогда как дома перед работой я бланшируюсь под душем по полчаса. Я вяжу морские узлы и ставлю паруса, тренирую man over board и езжу на тузике. Я ношу спасжилет и встречаю романтичный рассвет в Атлантическом океане.

Из менее романтичного – синяки, кровоподтеки и ссадины с первого дня, один сломанный туалет из двух, разрядка аккумулятора, простуда и стук гротофала об мачту во время стоянок.

 

Зато теперь я умею готовить завтрак, обед и ужин на 7х человек при серьезной качке, причаливать кормой к берегу, привязывать кранцы, травить стаксельшкот, зарифливать грот на 1й и 2й риф, справляться с морской болезнью, немного говорить на испанском и уживаться с 6ю незнакомыми людьми на 43 футовой яхте в течение 2х недель. Конечно, получается не все и не сразу. Например, надуть лодку с моим весом почти невозможно, подвесной мотор не заводится с 1го раза, но есть опыт 5 раз в день переодеваться за 2 минуты в связи с постоянной сменой погоды и ветра, отличное настроение и куча позитива :)

А еще я первый раз плавала в океане. Кстати, мое недолгое купание в 20-ти градусной воде было своего рода демонстрацией того, что нельзя далеко убегать от дома, т.е. уплывать от яхты :)

В открытом море судно сносит, и при сильном порыве ветра ее может унести далеко, так, что можно и не догнать. Поэтому если кто-то решается поплавать вдалеке от берега, прыгнув с борта, у вас обязательно должен быть выкинут спасательный круг или веревка. И это не шутка, а элементарные меры безопасности на воде.

Кстати, на яхте нас подстерегало одно неудобство, о котором не задумываешься на берегу. А именно — хождение в туалет на ходу. Выходя в море, все члены экипажа должны находиться в обвязке и спасжилете. Постоянно снимать и одевать жилет не удобно – он см 15 в толщину, длиной до пояса, привязывается застежкой. И вот, захотел ты в туалет. Яхта 4 метра в ширину, туалет примерно 1м² вместе с раковиной. Ты спускаешься вниз с палубы в каюткомпанию по узкой лесенке, держась за поручни, т.к. на море 4 балла. Внизу тебя подколбашивает в разные стороны, и нужно успевать перехватываться с одного поручня за другой, открывая при этом дверь в туалет, которая хлопает туда-сюда от качки. Далее протискиваешься в узкую дверь туалета и, опираясь о стены, пытаешься закрыть дверь. Продолжая качаться из стороны в сторону нужно умудриться проделать все телодвижения, связанные с целью похода. Понятно, мальчикам чуть проще. Хорошо, что удерживают стены. Далее идет не менее интересная и сложная система смыва. Это не просто нажать кнопку над унитазом. Тут действует насосная система в 2х положениях: водная и воздушная. Сначала в воздушном положении ты работаешь рукояткой вверх-вниз несколько раз, чтобы воздухом все засосало, затем ту же процедуру повторяешь в положении с водой, чтобы омыть белого друга, затем опять в воздушном положении работаешь ручкой. Не забываем про качку, которая мотает тебя из стороны в сторону, вдавливая в стены туалета. Ну, а теперь, помыв руки, держим путь наверх на палубу, чтобы продолжить обучение :)

Но подходит к концу наше пребывание в море. Вот они, последние рестораны, последние посиделки с вином, черный песок вулканического происхождения, обладающий целебными свойствами.

Жалко уезжать с этих райских островов. Не хочется покидать красивейшие места, расставаться с доброжелательными людьми, уезжать от теплого солнышка и могучего океана.

 

В последний день мы с уже полюбившимся экипажем сели на берегу, выпили бутылочку сухого красного местного испанского вина, закусили оливками и сыром, искупались напоследок в прохладной бодрящей воде, и я немного загрустила. Вначале казалось, что 2 недели — это почти вечность, первые дни длились долго, и об окончании я даже не задумывалась, но по прошествии первой недели дни начали лететь быстрее, как это обычно бывает. Время не остановить и уже пошел обратный отсчет. До Нового Года осталось… До старой жизни в пыльной душной загазованной туманной мрачной Москве осталось… ((

И вот уже ты в самолете. Обратный перелет 3 часа до Мадрида, 2 часа в аэропорту и еще 5 часов до Москвы. Все на последнем издыхании, подъем был назначен на 3 утра, и мы пытались уснуть при любом удобном случае :) Как говорит наш инструктор «Способность уснуть в любую минуту и в любом положении — важный навык для моряка». А еще он говорил, что незаменимый человек на яхте это не тот, кто разбирается в механике и парусах, а тот, кто может даже в самую сильную качку сварить вкусный борщ :)

Кстати, по поводу подъема в 3 утра. Наш предусмотрительный инструктор решил заранее приехать в аэропорт. Ну, как полагается, за 2 часа. Только рейс был внутренний, но проблема была даже не в этом. Мы приехали к 5 утра, а АЭРОПОРТ ОТКРЫВАЕТСЯ в 6!!!

 

Первые 10 минут мы не могли поверить своим глазам. Как аэропорт может быть закрыт?! Но, к сожалению, это оказалось правдой. Мы достали теплые вещи из чемоданов и пытались как-то скоротать час. После 22-х градусной жары и солнца выдержать 14 и прохладный ветер было непросто. Но выручил наш коллега. Он придумал игру, в которой загадываешь для человека, что он какой-то персонаж, вещь, знаменитость или еще что-то, а этот человек, задавая вопросы, должен угадать кто он. Час пролетел как одно мгновение, пока мы отгадывали, что кто-то из нас оказался дирижаблем, кто-то скамейкой, кто-то Кубиком Рубика, а я — сначала Пяточком, а потом Моной Лизой :) А еще этот креативный человек, с успехом занявший час нашего времени, работающий в сфере видео-рекламы, снял ролик о нашей поездке и обучении. Прямо-таки смонтировал «на коленке», выкраивая время в перерывах между сном и бодрствованием, наложил музыку и комментарии и приподнес нам в последний день этот шедевральный подарок, который говорит больше, чем любые фотки и рассказы. Спасибо, Леха! Спасибо так же инструктору Феликсу и всему экипажу за 14 невероятных дней, проведенных вместе в дружбе, согласии, взаимовыручке и позитивном настроении!

Варга Анастасия