+7 (499) 409-409-0
Русско-английский морской словарь В буре лишь крепче руки?
Оглавление: 
С Коса на Самос и обратно

27 апреля.
Очень хорошо лежать в кокпите в ожидании первого ужина и открытия регаты. Небо ясное, легкий ветер, уже не жарко вечером, и мачты уходят в небо. Разговоры звучат на разных языках, встречаем знакомых. На лодке другой вкус у жизни. Мы, конечно, еще не отправились в плавание, но я помню его по прошлым походам. Вся в ожидании!

28 апреля.
Думала, что сегодня в Греции пасха. Вспомнила, что говорила наша греческая подруга Ники – на Косе пасху отмечают очень шумно. Никакого шума не было. Оказалось, что греческая пасха совпадает с нашей, значит через неделю. Посмотрим. А вот у католиков, кажется, сегодня. Вчера вечером пригнали, наконец, нашу лодку из Пирея. Я ждала до часу ночи, пока ее помоют. Ночевали с Женькой уже на ней. Утром прибежала Дианка и стала стучать ногами по рундукам. А потом началась настоящая суета: стали переносить вещи с той лодки, которую нам дали на временное пользование, закупать продукты, заправляться горючим. На работу в воскресенье греки конечно не торопятся. Вообще удивительно, что они пришли к 8:30. Видимо потому, что хозяин магазина Костас еще вчера знал, что мы сегодня отправляемся в плавание. Кафе открылось чуть позже. Закупили продукты, приняли лодку. В аптечке все лекарства оказались просроченными еще с 2009 года. Попросили заменить. Аптечку унесли и вернули через некоторое время. Все просроченные лекарства убрали, заменив их кучей бинтов и ваты. Равноценная замена. Одна из ручек лебедки очень плохо выходила из паза. Нервно дергая, я указала на это греку. На что он мне ответил: «Не надо паниковать, расслабьтесь. Вы же на отдыхе»! И спокойно вытащил ручку. Истинный грек! Но я все же слабо представляла себе работу с такой ручкой и настояла на ее замене. Паруса, как нам сказали, у нас спортивные. Грот складывается в так называемый lazy jack, по поводу которого мы потом долго шутили, так как поднимать парус было далеко не «ленивое» занятие! А стаксель из-за большего размера уже не стаксель, а генуя. В скрутку он шел очень тяжело. (Потом, во время плавания, часто кому-то приходилось идти на нос и вращать там барабан вручную, чтобы зарифить парус). Нам предстояло действительно спортивное развлечение с такими парусами! Погода отличная. Немного облачно. В море, скорее всего, будет ветрено.

30 апреля.
Погода отличная, ветер утром слабый, к обеду поднимается до 25-30 узлов. Сегодня умотались полностью. Была длинная гонка, часов на 6. Сейчас мы на Самосе, родине моего Пифагора. Но как же труден был путь к нему! Ветер в среднем держался 27-30 узлов, нормально шли и при 35, местами были порывы до 40 узлов. Лодку клало на бок, при этом Дианка сидела совершенно невозмутимая с печенькой и говорила маме: "Согрей молочка":). Да, и еще у нас очень тяжелый такелаж, грот приходится поднимать просто вручную, лебедка практически не помогает. Парус с трудом выходит на две трети, последняя треть дается с огромными усилиями: кто-то пытается хоть немного провернуть лебедку, а другой тянет сзади шкот. При этом парус выходит всего на несколько сантиметров. В общем, на грот у нас уходило в среднем минут семь! Я приеду такая накаченная. В гонке мы немного не дошли до финиша, просто устали, да к тому же был сложный выход на финиш, в узком проходе между Самосом и Турцией. Под вечер задул нерегулярный ветер, стало трудно держать курс, мы шли уже восьмой час под парусом, пытаясь вырезаться на финиш, все очень устали (временами ветер вблизи берега стихал до 6 узлов, а в открытых местах вырывался шквалом). Было принято коллективное решение идти прямо в порт. Но я не расцениваю это как непреодолимую трудность. Это лишь этап, теперь уже пройденный. И о нем остаются приятные воспоминания, когда ты можешь применить все свои знания и проверить себя. Вспоминаю одну из моих любимых книг М. Кундеры "Невыносимая легкость бытия". Я, наверное, просто всячески избегаю этой легкости. Выход из зоны комфорта (такое модное сейчас выражение) позволяет, или уж заставляет, работать над собой. В первую очередь это контроль над проявлением эмоций и терпение.

1 мая.
Часто люди путешествуют с ожиданиями. Привыкнув к комфорту, они ищут его везде и очень расстраиваются, когда не находят. Начинаются сравнения, как правило, негативные: здесь хуже, чем там. Все это просто не позволяет увидеть уникальности места и события. Увидеть так, как оно есть, прочувствовать дух, услышать мелодию речи. В погоне за сувенирами, одеждой, удобствами мы часто не можем остановиться и окунуться в другую жизнь.
В музей на Самосе мы не попали. 1 мая в Греции тоже праздник. Впрочем, не исключено, что это было связано с очередной забастовкой, такую версию мы тоже слышали. Для меня это был удар. Но мое огорчение быстро померкло при взгляде на окружающую нас жизнь. В этот же день у нас закончился второй газовый баллон, который, как и первый, был почти пуст (при приеме лодки баллоны мы проверить не удосужились, что станет нам на будущее хорошим уроком). Спасибо командору, он принес нам полный баллон. В этом большое преимущество плавания в составе флотилии.

2 мая.
До о. Икария мы шли против ветра. Теперь понимаю, что он живой. Он сильный, и его многие боятся. И с такими он не считается. Надо бросить ему вызов и попытаться выстоять. (К слову сказать, наша лодка называется Challenger). Ветер бывает очень разный. Иногда даже какой-то игривый. Он бежит по воде мелкой рябью, расходится в разные стороны, как будто пытается что-то разведать. И вот ты стоишь на палубе и смотришь, как эта мелкая рябь быстро приближается к тебе, но ты еще ничего не ощущаешь. Вдруг, сильный мягкий удар в лицо, как подушкой. Неожиданно! И приятно. Еще в море понимаешь, что в обычной жизни делаешь много лишнего, и не только делаешь, но и говоришь. Здесь должны быть четкие команды и их исполнение, быстрые и правильные действия. Все очень сконцентрировано. И, конечно, узнаешь о себе много нового. В этот раз какое-то особенное настроение. Именно во время этого путешествия я снова стала вести записи.
Мы побывали на островах Фурни. Довольно долго там швартовались. Была большая вероятность зацепиться якорями, но все сделали всё правильно, и этого не произошло. Выход из бухты на Фурни был очень красивым. Узкий проход между двух длинных выдающихся в море мысов. Мне казалось, что это похоже на фьорды, которые я видела только на фотографиях. То маленькое рыбацкое поселение на Фурни тоже было каким-то особенным. Вроде бы все те же бело-синие домики, но безлюдность, дикость, труднодоступность наложили свой отпечаток на атмосферу острова. Мы на наших лодках просто ворвались в этот мир, мы чужеземцы. Надеюсь, что не слишком нарушили его покой. Каждый новый день приносит радость встречи с новым. Такого часто не бывает в обычной жизни. 

Вчера отметили день рождения Лены. А утром 3 мая Лена и Эдуард пришли к нам на лодку с большим тортом, поздравить с днем рождения меня. Спасибо им огромное за такое чудесное утро! День прошел спокойно. На такси мы доехали до соседнего городка с термальным источником. Но оказалось, что до июня он закрыт. Зато дети накупались в море. Вода уже достаточно теплая, солнце жаркое. И у греков днем уже наступает сиеста. Поэтому, когда мы захотели вернуться обратно, нам пришлось долго ждать. Ни одного человека на улице, все закрыто, просто некого попросить вызвать такси. Ждали до тех пор, пока один дяденька, приехавший покупаться и уставший наблюдать за нашими скитаниями, сам не предложил подвезти нас до Агиа Кирику. А вечером празднование началось по-настоящему. По рации я пригласила всех к нам на лодку угощаться вином и сыром. Постепенно с лодки мы переместились на причал, а потом и на соседнюю лодку, захватив с собой вино, ром и сыр. Там можно было пить под музыку. Так продолжалось до 2 часов ночи. А выход на Патмос запланирован на 5:30. Спать оставалось недолго. Но вышли мы вовремя. Приятно выходить рано утром. Именно на рассвете можно увидеть дельфинов. Их черные спины и хвосты некоторое время сопровождали нас в пути. Потом из-за вершин о. Фурни взошло солнце. На море был штиль. Паруса нам не светили, да и мутная голова не давала воспринимать все прекрасное с желаемой ясностью. Так что я завались спать в кокпите.

4 мая.
Патмос. Здесь в Хоре невероятно чистая белизна стен просто слепит глаза. Интересно, как часто людям приходится белить или красить стены? В монастыре стоял сильный запах лаванды. Она была разбросана по полу. Макар первым сходил внутрь и потом позвал меня: «Пойдем в ароматическую комнату». Приятно окунуться в атмосферу отрешенности от суеты. В Греции вообще все идет неторопливо. А в таких местах время замедляется еще сильнее. Правда, вечером это ощущение безмятежности улетучилось. Это был канун пасхи, и празднование началось с богослужения в Хоре, которое транслировалось по радио, потом был крестный ход с оркестром. А в полночь началось какое-то безумие: взрывались петарды, повсюду стоял ужасный грохот, один из кораблей стал подавать длинные гудки. В полусне я пыталась считать гудки, и вспоминала, что значат эти сигналы. Когда их количество стало больше пяти, я поняла, что они ничего не значат. И как всегда, когда хочется спать, кажется, что это продолжается очень долго и уже надоело. Вот такая безмятежность.

6 мая.
Последняя гонка. Некоторое время мы шли в идеальных условиях. Или может мне так показалось. Но было очень хорошо. Ветер попутный узлов 25-27, невысокая волна в корму как бы немного подгоняет лодку. Движения медленные, картина похожа на замедленный кадр, но скорость хорошая, паруса работают. Вода насыщенного синего цвета, она кажется плотной, какой-то вязкой субстанцией, и ее много. Волна плавно уходит из-под лодки вперед. В этот момент перестаешь воспринимать окружающую среду как враждебную, наконец-то наступает долгожданное перемирие, тебе больше не надо вырезаться против ветра, не надо уменьшать крен, выруливать на волнах. Понятно, что на море такое долго продолжаться не может, поэтому расслабляться все же не стоит. Но важно успеть осознать это состояние. Состояние созвучия, согласия. Ты уже не инородное тело, а законная часть этой среды. И вот ветер меняется, или ты должен сменить курс. Работа продолжается. 

Приятная такая вечерняя усталость. Когда выходишь на твердую землю немного ободранный, обветренный с обгоревшим лицом и ноющими мышцами на руках, многое из того, что ты считал важным, вдруг перестает быть таковым. Как будто вернулся из боя. Почему-то мне все это нравится. Иногда, правда, хочется сказать: «Я же девушка, мне нельзя такие нагрузки». Но я не могу позволить себе сдаться. Скоро это все кончится. Понимаю, что нужно возвращаться, что я живу все-таки другой жизнью. Но расставаться с Грецией и морем будет трудно. Как хорошо, что все это есть!

Еще я пыталась найти ответ, почему важно поучаствовать в соревнованиях под парусом. И, кажется, нашла. Впрочем, этот ответ подойдет и для любой затруднительной жизненной ситуации. Вот есть лодка, чем-то лучше, чем-то хуже других. И когда проигрываешь, так и тянет найти причину именно в недостатках лодки или в сопровождающих обстоятельствах. Короче, спереть все на что-то другое. Но за штурвал встает профессионал, и лодка слушается, и все идет как надо. Значит, зря искал причину не в себе, значит, использовал не все возможности и применил не все знания.

Время от времени нам говорили, что, наверное, трудно в таких условиях с детьми. Нет, не трудно. Дети очень хорошо чувствуют обстановку. В напряженные моменты их не было видно и слышно. Они переключались друг на друга, играли, рисовали, жевали печеньки, слушали аудио книжки. Самое восхитительное – их не укачивало в кают-компании! Ну, или почти не укачивало. В любом случае, мы были рады, что они с нами, что они дарят нам свои улыбки и делятся с нами всякими забавными рассуждениями. Когда мы спросили Макара после довольно сложного длинного перехода, не было ли ему страшно, он ответил: Надо быть таким же спокойным как дядя Леша и ничего не случится. У нас на борту никогда не было паники. 

7 мая.
Сдаем лодку. Заметила одно забавное обстоятельство. Иногда дорога от начала причала до места, где пришвартована твоя яхта, занимает больше времени, чем, например, из ресторана до причала. А все потому, что отовсюду зовут в гости, и, конечно, трудно не зайти и не выпить стаканчик вина. Так же трудно и уезжать. Нагруженный вещами ты все равно останавливаешься возле каждой лодки, обнимаешься и мечтаешь встретить всех этих надежных и проверенных людей, которые всегда готовы помочь, с которыми не страшно выходить в море.

9 мая.
Ночь в самолете по дороге домой. Пора возвращаться к привычным делам, взяться за них с тем же драйвом, который был на лодке, с тем же напряжением и азартом. Здорово, что нашу лодку звали «Challenger». Надо продолжить в том же духе, делать вызов всем невзгодам, неприятностям, своим слабостям и малодушию. Быть сильнее страхов и привязанностей. Двигаться дальше! Пора открыть книжку и готовиться к завтрашней лекции.