Оглавление:
|
Яхтинг всей семьей. Записки от первого лица |
|
Однажды, вновь позвонив в офис RAYS (кто из нас не стремился вернуться в Alma Mater), я услышал тронувшие меня слова Лены: "Наверное, вы немногие из тех, кто реализовал то, о чем мечтают многие слушатели яхтенной школы - ходить на яхте, не привязываясь к течению времени, месяцами, наслаждаясь морем, дивным разнообразием природы, культур, стран и людей, с экипажем, составляющим твой мир, твою семью!" Видимо, это так. Очевидно, что это так. Это то, чего я хотел, погружаясь в яхтинг. Наш выбор Черногории, как места базовой стоянки не был случайным. Во-первых, это безвизовый въезд, что очень важно, особенно при нетерпящих отлагательства обстоятельствах. Во-вторых, это - люди. Чрезвычайно гостеприимны и приветливы, русские для многих - просто "братушки". В третьих, это практически равноудалённое расположение от таких привлекательных мест, как острова Хорватии, Греции, а также близость Италии (100 миль). В четвертых, неплохой сервис обслуживания яхт, в том числе подготовка лодки к выходу, а также относительно адекватная стоимость зимних стоянок. Хорватия Первое знакомство с Хорватией состоялось в Цавтате - ближайшее от Черногории место для оформления входа с не самым приветливым и достаточно дорогим его оформлением. Продолжение этой традиции наблюдалось на протяжении всего перехода вдоль хорватского побережья и островов до Истры, демонстрируя равнодушие местных жителей к тебе, но не к твоим деньгам (плата берется за все, в том числе и за стоянку на якоре). Марину стоимостью менее 100 евро найти сложно. Но, это легко компенсируется очарованием и многообразием хорватских островов, бисером тысячами разбросанными в Адриатике. Хорватия как будто создана для яхтинга: следуя от остова к острову, за которыми на переходе и в свежую погоду всегда можно укрыться от волн и насладиться парусом, много достаточно защищенных бухт и марин, куда даже при резкой смене погоды можно сразу "нырнуть", и чудных городов венецианского очарования. Прекрасная кухня и вино. Сначала, тем не менее, о некоторых предостережениях. Ветер в северной Долмации и Истре может вести себя отвратительно. Если на Карибах 20-25 узлов во время ночных стоянок не вызывает особого опасения (пассаты, как правило, стабильны), то ветер вдоль побережья Хорватии "рваный", может за ночь менять направление не один раз или срываться на яхту сверху. В результате лодку на якоре может неприятно швырять, подвергая якорь динамическим ударам. Поэтому крепиться на ночь мы считали правильным всегда (независимо от вечерней тишины) с максимальным запасом выложенной цепи. Я также подвешивал последовательно (цугом, на 2м веревке к основному якорю) второй якорь, "вгрызаясь" в дно растяжкой цепи. А при неважном ночном прогнозе (когда лодку может вертеть вокруг якоря с угрозой соседям (и некоторые "ползали", переплетая ночью цепи), мы на ночь крепились "в растяжку" двумя швартовыми к берегу как в марине, которые однажды при сильном ливне и рвущем ветре пришлось завести на лебедки (поддерживая на них равномерность нагрузки), все время отслеживая положение якорной цепи, которая на двух якорях никогда не "плыла", сохраняя безопасное расстояние от берега. Фиксированное положение лодки, на мой взгляд, в этих случаях было важно обеспечить именно потому, что ветер (повторюсь) у островов Долмации часто непредсказуем по направлению и может менять его резко и часто. При фиксированном натяжении (без динамических рывков) и якорь ведет себя более стабильно. По маршрутам. Мы двигались из Черногории не спеша: Бар - Петровац - Будва- Бигова (чудная бухта с очень хорошим рестораном, хозяева которого стали нашими добрыми друзьями) - Котор - Герцег Нови) на север. Советую не делать длительных переходов, лучше больше посмотреть. Первая хорватская гавань - Цавтат. Места для швартовки в таможенной зоне мало (на две лодки лагом, в высокий сезон швартовка кормой с отдачей якоря). Некоторые ночуют на якоре в бухте напротив, чтобы к 8 утра пришвартоваться в числе первых. Если так, то лучше ночевать в северной бухте города, там на якоре (глубина ~ 10 м) можно остановиться бесплатно. Цавтат - небольшой, но уютный город. Приятно погулять и отдохнуть в ресторане. Есть и своя картинная галерея, совмещенная с домом-музеем автора. Следующий непременный пункт назначения - Дубровник. Остановиться здесь лучше, конечно, в марине. Существует два варианта, практически равных по цене (~ 120 евро для лодки 43 фута): комфортабельная марина в устье реки за мостом: ACI marina Dubrovnik (заправка, ресторан, бассейн, химчистка и пр.) и попроще, но в самом городе, в яхт-клубе ORSAN (ресторан тоже неплохой). В Дубровнике непременно надо посетить старый город. Ближайший к Дубровнику остров, в бухту которого мы возвращаемся всегда, когда бываем в этих местах, это Sipan и бухта, соответственно, Sipanska Luka. Стоянка либо у городского причала, либо у буя семейного ресторана Kod Marka (всегда прекрасная кухня), либо просто на якоре. Глубина 5-10 м, дно якорь держит хорошо, даже в сильный ветер. В городке можно погулять, сходить к церкви. Наш Чижик оперился, пролысины исчезли, стал бодрым и начал проявлять свой характер: его абсолютно не устраивало длительное нахождение в импровизированной клетке, которую мы смастерили из пластикового контейнера, он клевался, требуя свободы. Пределы его мира мы ограничили пространством кокпита, а в вечернее время - салоном яхты. Утром же, освобожденный сыном из клетки и перенесенный в каюту, он с потрясающей энергичностью карабкался по нашим еще не проснувшимся телам, оставляя отчетливые следы своих когтей. Это стало его повседневной "обязанностью". Так наш экипаж пополнился активным членом, ответственным за побудку капитана и общее настроение команды. Наша следующая цель - Mljet, остров протяженностью в 20 миль. Но, на выходе из залива Стонского канала к Млету через Малые ворота (Mali vratnik) мимо острова Olipa оглянитесь вокруг - потрясающие виды, и, если погода позволяет, сделайте короткую якорную стоянку и искупайтесь. Ближайшие по ходу бухты на острове Млет с юго-востока: Blaca и Saplunara. Красивые и защищённые места стоянки. Стоянка в Саплунаре на якоре или на буе одного из ресторанов, очень симпатичный песчаный пляж. Но, в этот раз наш маршрут проходит вдоль северо-восточного побережья острова к бухте Prozurska luka. В этой бухте, как и во многих островных хорватских бухтах, естественной и весьма живописной защитой от волн служит небольшой остров, расположившийся напротив у входа. Стоянка либо на якоре, либо у ресторанного причала, где Вам предложат воду и электричество (как правило, за деньги). В полутора милях на запад от Прозуры, в бухте Собра есть скрытая от глаз заправка. Ластово. К нему мы не просто подошли, мы подкрались. Боялись спугнуть эту тишину. Войдите в залив Mali Lago и попробуйте встать на якорь, не потревожив окрестности. Нам казалось, что эхо шума якорной цепи разбудило всех! Далее будете слышать только плескание рыбы в этой озерной глади. Переход к Корчуле. Наш Чижик все активнее и активнее машет крыльями. Это еще не полет, но стремительность порывов обнаруживает темпераментный характер птицы. Нам это добавляет некоторых хлопот по поддержанию чистоты на яхте, мы пытливо с салфетками в руках изыскиваем и ликвидируем последствия регулярного и щедрого кормления. Но, веселый смех сына компенсирует все! В этот раз мы прошли мимо острова Vis. Отложили на обратный путь. Северная одноименная гавань острова даст возможность заправиться топливом, водой и подзарядить аккумуляторы. Городок небольшой, но уютный. Прошлый раз здесь неожиданно встретили в ресторане одного из однокашников RAYS по турецкой практике bareboat. Было очень трогательно, давно не виделись. Стоянка достаточно плотная либо кормой к городской набережной (муринг), либо на якоре в бухте. Альтернативная ночевка (с учетом направления ветра) в Komiza, с юго-запада острова. И прекрасная "купалка" у небольших островов Budicovac на юго-востоке от острова Vis. Далее на нашем пути Stari Grad Hvar - глубокая бухта с северо-запада острова. Стоит зайти. Платная стоянка на буйке. Южная сторона острова Brac пустынна и не привлекательна. А в старом рыбацком Хваре очень приятно погулять по городу. Вода чистая. Шли вдоль городского причала, осьминоги на песчаном мелководье между шлюпок плавают. Характерная, на мой взгляд, зарисовка: сидит у причала шлюпок рыбак лет 50-ти, перед ним таз полный нарезанных мелких кусков рыбы, которые он нанизывает на крючки перемета. Спрашиваю - могли бы Вы мне дать, molim vas, два-три кусочка для наживки в краболовку. Не дал. Переспросил его, думал, что не понял ответа. Нет, не дал. Вот хорват! Idemo dalje через Splitska vrata к материку в марину города Трогир в Трогирском заливе. Место расположения марины превосходно, напротив старого города и кафедрального собора. Небольшой город, представляющий собой череду соборов, крепостей и пр. символов греко-римской эпох. Но, оставаться нам там было долго не суждено. Мы были вынуждены перейти (замена пульта управления автопилота, тахометра, холодильника, а также аккумуляторов) в марину Kastela - современная, но невыразительная марина одноименного залива рядом с большим трудовым городом Сплит. Но то, ради чего стоит посетить Сплит - это императорский дворец Диоклетиана. Вечерняя прогулка по дворцу, опера, постановка которой была там же, хаотично блуждающие по дворцу актеры, своими костюмами усиливающие образ времени Рима, оставили глубокое впечатление. Для любителей шумных тусовок к услугам набережная Сплита напротив императорского дворца. Уставшие, но счастливые и напитанные видами и духом большого города мы вернулись на яхту. Хочется моря, светлого, теплого, ласкового. Добро пожаловать в залив Krknjasi на юго-востоке острова Drvenik Veliki. Ощущение счастья и гармонии. С погодой, конечно, повезло. Пролив между островом Drvenik и островами Krknjas не защищен, но в спокойную погоду лучшего места релаксации сложно выбрать. Глубины небольшие (5-6 м), белое песчаное дно неплохо держит якорь и окрашивает море светлой лазурью. Расслабились, не в настроении делать большой переход? В Хорватии в этом не только нет необходимости, но и пропустить можно многое. Наша следующая остановка в 12 милях на северо-запад в бухте городка Рогожница. На востоке от одноименного острова марина, но нам, как всегда, на якорь. Погода становится ветреной, решили пришвартоваться длинными концами к берегу. Два якоря цугом с максимальной выкладкой цепи - в Долмации такая предосторожность с ухудшающимся прогнозом не лишняя. Но, мы не оригинальны. Слева от нас тем же способом встала лодка с английским экипажем. Справа, с подветренной стороны заходит еще одна, тоже с британским флагом. На борту пожилая пара. Третий неудачный заход выкладки цепи, ветер серьезно усиливается, лодку англичан относит от берега. Вежливо предлагаю помощь с фиксацией концом к борту нашей лодки, чтобы предотвратить снос и дать возможность закрепиться к берегу. Но, слышу ответ: "I am expecting help from my wife!". Ну, что же, ОК. В результате, конечно, опыт английской школы взял верх и швартовка завершилась успешно. Без спешки и суеты. И всего в 5 милях Вас ждет открытие - чудо островного или полуостровного градостроения город Primosten. Сказочный город! Не промахнитесь. Мы выпустили полетать Чижика, накручивает круги! Стал совершенно самостоятельным, улетает надолго - не дозовешься. Каждый раз готовишь себя к мысли, что может не вернуться. Пауза затянулась, решили не ждать и идти к катерам к водопадам. Чижик, вернувшись, подождет нас на яхте. Теперь самое время посвятить себя памятникам архитектуры средневековья и ренессанса. Шибеник представляет собой череду соборов, зданий, садов и крепостей, восходящих в гору. Посвятите этому городу свое время. И Вы вновь вернетесь сюда. Глядя на карту Адриатики, понимаешь насколько бесконечен выбор вариантов дальнейших островных маршрутов. И насколько красива и неисчерпаема была объединенная Югославия. Мы решили продолжить движение на северо-запад к острову Zut. В большой бухте на севере острова есть два варианта ночевки: в марине в ее западной части или на якоре, но лучше отойдя в глубь на восток к заливу Sarucica. Спокойное место, зеленый остров, чистая вода для купания, тихие дома на берегу. А какой закат! Национальный парк - залив острова Dugi Otok. Остров, действительно, длинный , скалистый, с редкими селениями на побережье. В том числе и наши охотники используют свои лицензии для охоты там на диких козлов и баранов. Но, южный залив острова чудесен: извилист, с густой зеленью на побережье, с внутренними живописными островками. Мы зашли в самую глубь, надежно, с отдачей якорей цугом закрепившись длинными кормовыми швартовыми с запада острова Burnji Skolj ("береженого Бог бережёт"). Ночью, уже ставший традиционным (чем севернее, тем сильнее) рвущий порывами ветер вынудил всех наших английских соседей, беспомощно ползущих на якоре, покинуть места ночной стоянки. Вернувшись и обогнув с юга остров Pasman идем по проливу в направлении города Задар. Ещё два чудесных места для купания и стоянок: межостровные проливы у островов Premuda (luka Krijal) и Ilovik (Sv. Petar). Стоянка на буе, берегут дно. Далее можно направиться к острову Losinj (~25 миль). Советую остановиться в бухте Rovenska Luka. Можно пришвартоваться к городскому причалу у ресторана, но если купаться с лодки, лучше встать напротив на якоре. Чудное место. Важно посмотреть одновременно и этот поселок, и удивительно милый и уютный город Mali Losinj в пешей доступности. С вечера опять неслабый ветер. В этой бухте при северном ветре и волнах, заходящих в бухту у причала возникает неприятная ударяющаяся о него волна. Народ ночью кувыркался у себя в кокпите, как на качелях, оттягивая лодки подальше от причала на пределе длины швартовых. Мы, стоя на якоре, тоже не дремали: резко меняющийся порывами ветер гонял лодку вдоль бухты из стороны в сторону, резко дергая цепь (вспомните, как на практике RAYS предусмотрительно учат дополнительно фиксировать якорную цепь веревкой к носовой утке), но волны тревожили не так, как у причала. Еще раз о ветре на севере Хорватии. К острову Pag без необходимости приближаться не советую: возможны сильнейшие порывы ветра Bora (с северо-востока) сверху с гор, ветер срывается лавинно, выстрелом ударяя в парус. Это худшее, что там может быть. Можно сломать лодку. Между островами Losinj и Cres, если идти на север по проливу, существует канал, но он очень узкий и мелкий. Мост через канал между островами раздвижной и открывается два раза в сутки утром и вечером на короткое время. Будь внимательны. При подходе к мосту можно, конечно, переждать в марине или буе. Мне же показалось более разумным и даже экономным по времени обойти oстров Losinj с юга. Шли под парусом, замечательно! Но, при подходе к городу Osor с северной стороны двигатель завести не получилось. Так и подошли под парусом, отдали якорь скользящей цепью, сбросив шкоты на глубине 15 метров в заливе у города. С двигателем разобрались - засорился топливный фильтр, в отстое было много парафина, забившего все поры. Такое качественное топливо. Промывка фильтра, замена картриджа (всегда в запасе пара-тройка комплектов) и все в порядке.
Городок Osor очень романтичный, наполнен скульптурами. "Купалка" там тоже превосходная. Надеюсь, и вам повезет с погодой. В этом заливе мы купили у рыбаков утром следующего дня потрясающую рыбу. Далее у нас могли бы быть варианты: двинуться дальше на север в Истру в Пулу (переход 30 миль), или же идти вдоль этого же острова Cres в славный город и одноименную защищенную бухту (это ~ 18 миль). Выбрали город Cres. Прекрасно сохранившийся римский Колизей, музеи, соборы, людный старый город. В бухте города большая марина, сервис, заправка, вода, электричество, смена газовых баллонов (что нам уже было необходимо). Мои предпочтения, тем не менее, были на стороне якорной стоянки, поэтому я выбрал красивейшую бухту Uvala Soline недалеко от города. В город легко доехать на такси, вызванном из берегового ресторана. В бухте нашей якорной стоянки (к удивлению бесплатной) мы провели несколько совершенно спокойных, солнечных дней. Rovinj - наше финальное место движения яхтой на север Хорватии. Это как награда! Такой красоты и неожиданных градостроительных и архитектурных чудес мы еще не встречали. Город, на который можно смотреть бесконечно, как на море. И гулять, гулять... 50 миль морем до Венеции. Но, это в следующий раз. Будет повод придти вновь!
|