+7 (499) 409-409-0
Капитаны: гонщики или круизеры
Оглавление: 
Только смелым покоряются моря …

Только смелым покоряются моря …

 

Закончились недели береговой подготовки и десятидневный морской практический курс в яхтенной школе «Национальной ассоциации шкиперов». Я держу в руках свеженький сертификат Bareboat Skipper. Хочется гордо выпятить грудь и сказать: теперь я капитан! Однако здравый смысл и жизненный опыт подсказывают: нет дружок, это только бумажка. А вот какой ты капитан на самом деле, оценить сможет только море.

Ну что ж, море – значит … в море!

И вот я, спрятав в глубины подсознания страх перед неведомым, принимаю предложение одного своего старого знакомого исполнить роль шкипера в любительской регате. Трезво оценивая свой небольшой опыт хождения под парусами на больших крейсерских яхтах, понимаю, что это предложение – как раз то, что нужно для начала карьеры: большая флотилия разнокалиберных яхт с русскоязычными капитанами, короткие дневные гонки-переходы, ожидаемая благоприятная средиземноморская погода без экстрима - все это позволяет надеяться на успех моего безумного предприятия. Кроме того, наличие на борту экипажа «чайников», снимает симптомы комплекса неполноценности: вряд ли кто-нибудь из них поймет, если я сделаю что-то не так.

Не буду описывать все перипетии перелета из Москвы на Сардинию и дорогу в маленький городок Портиско, откуда должна была стартовать наша регата. Ничего интересного не было. Главная мысль, которая преследовала меня неотступно: как состоится первое знакомство с яхтой и с экипажем? Не раскусят ли они сразу, что перед ними неопытный мореход? Не упущу ли каких-нибудь деталей при управлении яхтой? Поэтому, как только чартерная компания «дала  добро» на приемку лодок, вооружился «чек-листом» и пошел строго по пунктам. Ведь это была первая приемка яхты в моей морской жизни! Мой экипаж прилетал несколькими часами позже, и время на дотошное ползание по лодке было.

И вот, наконец, к пирсам подъезжают автобусы с нашей «публикой». Все капитаны выстроились как на смотринах, держа в руках таблички с названиями яхт. Постепенно вокруг меня собрались «семеро смелых», которые на предстоящую неделю будут моим экипажем.

С чего начинается плавание на яхте? Правильно, с инструктажа по технике безопасности! Несмотря на явное желание членов команды побыстрее попасть на ужин, посвященный открытию регаты, все они терпеливо выслушали мою речь о том, что на яхте делать можно, а чего нельзя.  Попутно выяснилось, что только один из матросов имеет небольшой опыт катания на виндсерфинге. Остальные оказались полными «чайниками». Забегая вперед, скажу, что к концу нашего путешествия все они (включая женскую часть) уверенно крутили повороты «оверштаг» и «фордевинд», вешали кранцы, принимали и задавали швартовые концы,  научились становиться и сниматься с якоря, а особо способные освоили технику работы со штурвалом на попутной волне. Но в тот момент все это было еще впереди. Пока они с интересом слушали страшные истории про «летающий гик» и вникали в особенности пользования гальюном.

Дальше все пошло как по маслу.

Каждое утро, перед выходом из марины, распределяю роли на сегодняшний день: кто на левом стаксель-шкоте, кто на правом, кто работает с гротом, а кто будет нести радио вахту. Еще раз объясняю требования техники безопасности: в лебедки пальцы не совать, на крыше рубки не стоять. Пока идем под мотором к месту старта, тренируемся вязать узлы, и обсуждаем тактику предстоящей гонки. Пару раз даже вылавливали «Оскара»,  тренируя подход к человеку за бортом под парусами и мотором.

Хотя передо мной не стояла задача обучения своего экипажа, я с самого начала решил, что мне будет гораздо легче и комфортнее управлять яхтой, если я смогу хоть в каких-то простейших вопросах полагаться на команду. Да и для них это было новым жизненным опытом, который они с удовольствием впитывали. Кроме того, ведь это все вопросы их же собственной безопасности!

Еще один момент, который меня сильно беспокоил: швартовки в тесных средиземноморских маринах! И здесь хочу в очередной раз вспомнить добрым словом своего инструктора Алексея Панасенко. То, что он дал нам на практике, вошло буквально «в руки»: я, практически не задумываясь, рассчитывал маневр, учитывая заброс кормы, ветер и инерцию лодки. Достаточно сказать, что моя яхта была одной из немногих,  где на борту во время швартовок не звучал русский мат.

Другой немаловажный вопрос:  дисциплина на борту. Конечно, невозможно, да и не нужно требовать от людей, приехавших на отдых, строгого военно-морского порядка. Однако необходимо сразу же дать понять команде, кто здесь главный и объяснить, что ваши требования продиктованы исключительно заботой об их собственной безопасности и спокойствии. То же касается и алкоголя на борту. Мне повезло – команда подобралась практически непьющая: бутылка виски, презентованная спонсором в первый день, так и осталась нераспечатанной до конца регаты!  Хотя местные вина, безусловно, были продегустированы!

Какие же рекомендации, следующие из своей первой самостоятельной морской практики, я могу дать начинающим капитанам?

Во-первых, постарайтесь сразу создать на борту атмосферу, комфортную именно для вас, как для шкипера. Не стесняйтесь показать, кто в «стае главный», несмотря на возможно высокий социальный статус членов вашей команды. Помните, что все «это» - там, на берегу. А на борту капитан – первый после Бога. Смею вас уверить, что большинство людей адекватно воспримут ситуацию, многим это даже понравится – немножко поиграть в «клуб юных моряков».

Во-вторых, надо тщательно и заранее продумывать каждый маневр. Учитывая недостаток практического опыта, не стесняйтесь задавать вопросы коллегам и просить помощь у персонала марин. Помните, опыт набирается с практикой. И набирать его надо так, что бы не было мучительно больно за бесцельно потерянный депозит!

И в третьих, не надо бояться! Помните: «Только смелым покоряются моря!»

P.S.

Через пару дней после возвращение в Москву, ранним утром сквозь сон я услышал, как дождь барабанит по подоконнику. Первая мысль, которая промелькнула в моем полуспящем мозгу: «погода поменялась, а мы на якорной стоянке. Надо проверить якорь.» Откинув одеяло, делаю рывок в сторону светлого пятна, которое ассоциировалось в тот момент с выходом в кокпит. Слышу за спиной встревоженный голос жены: «Что случилось?»  На «автомате» отвечаю: «Ветер поменялся, надо проверить якорь!». Под ее веселый смех окончательно просыпаюсь, стоя у раскрытого настежь окна. Четвертый этаж, знаете ли …

Вот она, цена капитанской практики!

Продолжение обязательно следует …

                                                                                                                                                                                                                                         Михаил Федюшин