+7 (499) 409-409-0
Капитаны: гонщики или круизеры
Оглавление: 
Пять лет вокруг света капитана А. Фоминцева

«…Я вышел духовный, а вернулся мирской

И мог бы пропасть, ан нет, не пропал»

Из песни Б.Г.


   Идея этого путешествия зародилась очень давно. В то время, когда я, еще мальчишка, заслушивался рассказами  тренера Комарова Нарцисса Александровича в Ленинградском яхт-клубе Кировского завода. Наш тренер, светлая ему память, был человек необыкновенный, он сам обошел вокруг света на шхуне Надежда, и умел зажигать сердца романтической мечтой. Мы грезили парусами, штормами, дальними странами и конечно белокрылой яхтой, несущейся над лазурными волнами в далеком океане. Нашими кумирами в то время были Френсис Чичестер, Эрик Табарли, Кшиштоф Барановский и другие знаменитые кругосветчики, герои своего века. Нас восхищали их отвага, выдержка, смелость мечтать и, главное, добиваться своей цели.

  Потом жизнь, полная мирских забот, вытеснила мечту на задворки сознания. Но, видимо, энергия ее была столь сильна, что в один момент она снова стала главной жизненной доминантой. Это случилось тогда, когда я, уже зрелый человек работал руководителем туристического клуба в Санкт-Петербурге. Тогда мы с друзьями из клуба решили сами построить лодку и обойти на ней вокруг света.

  Я по профессии психолог, но имею большой опыт ремонта и постройки небольших яхт,  а также образование кораблестроителя. Поэтому, тщательно изучив вопрос, решил  сам сделать проект судна. Потом принялся ходить с ним по кораблестроительным заводам в надежде получить место и деньги на постройку. Это было время «Перестройки», в стране царил хаос, предприятия закрывались, денег ни у кого не было, и на меня смотрели как на сумасшедшего. После года таких мытарствований, мы решили строить сами.  Я уговорил директора нашего учреждения выделить нам пустырь перед домом, и мы принялись за дело. Совершенно случайно, по объявлению в газете нам удалось купить 4 тонны листового титана всего за 400 долларов. В то время как раз вышел закон о запрещении продавать цветные металлы за рубеж, и те, кто успел нажиться на этом бизнесе, теперь продавали оставшиеся запасы почти задаром.

 Став обладателями титана, мы переделали проект, переняли опыт сварки у военного специалиста, и принялись варить поплавки будущего катамарана в нами же сооруженном ангаре на пустыре. Катамаран делался при минимуме вложений, из материалов, которые оставались после расформированных военных частей. Например, мачты варили из алюминиевых труб, которые используются танками, когда они движутся под водой. А мосты катамарана из нержавеющих корпусов торпед. Списанную алюминиевую шлюпку мы использовали в качестве центрального корпуса, который не касается воды, разместив в ней кают-компанию, рубку управлению и двигатель. Назвали судно Благовест, как колокольный звон, который разносится далеко вокруг, и несет с собой Благую Весть.

  После постройки несколько лет перед кругосветкой мы с друзьями ходили в экспедиции на Ладогу, по Беломоро-Балтийскому каналу, и в Европу. Каждый год конструкция судна и парусное вооружение совершенствовалась, приспосабливаясь для совершения основного кругосветного плавания. В конце концов, на катамаране была установлена система вращающихся мачт по типу «Аэрориг», которая впоследствии показала себя с самой лучшей стороны, работала безотказно, была проста в управлении, вызывала восхищение и неподдельный интерес у зарубежной парусной публики.

  Однако, еще за полгода до задуманного старта у нас не было никаких денег на путешествие, но мы были полны решимости во что бы то ни стало стартовать в обещанные себе сроки.

  С самого начала мы не были настроены на спортивные рекорды или какие-либо достижения. Экипаж подобрался из гуманитариев и романтиков. Мы хотели узнать Мир, страны, людей, а не только видеть за бортом одно лишь море. По опыту нашего плавания в Европу представление людей о России даже в Амстердаме ограничивалось словами, «водка, махорка, калашников». А один довольно интеллигентного вида товарищ заявил нам, что в его представлении Москва –  это такая большая, засыпанная снегом деревня, где между домами бродят дикие медведи. Тогда нас это сильно озадачило, и мы решили, что нашей основной добровольной миссией будет представлять Россию и наш родной Питер такими, как они есть. Мы стали искать единомышленников в этом, и за несколько месяцев до старта нашли их в Москве. Это были люди из молодежного движения Новая Цивилизация. Нам обещали помочь с финансами, а мы в свою очередь дали слово выкладывать на сайт организации наши  приключения, рассказывать об интересных людях, событиях, встречах. Таким образом, на выделенные средства мы купили паруса, необходимое навигационное оборудование, а также сделали фото-выставку о России и Питере. Кроме того, для нашей  Миссии был приобретен мультимедийный проектор, собрана коллекция русских фильмов и куплен усилитель с колонками для концертов русской музыки.

  Нам обещали 600 долларов в месяц на восьмерых, и мы были счастливы, что можем, хоть и на самом минимуме средств, но все же начать наше путешествие. От начала проекта до старта прошло почти десять лет.

  Нас было восемь человек, четыре молодые пары, бросившие вызов судьбе. Мы были молоды и полны решимости. Маршрут был задуман фантастически длинным и прочерчен вдоль побережий всех континентов. Мы консультировались с нашими соотечественниками – Федором Конюховым, Николаем Литау, Евгением Гвоздевым, но по большому счету не смогли у них ничего перенять, поскольку их задачей были рекорды или морские плавания, мы же были настроены на другое. В августе 2002 при большом скоплении друзей и репортеров мы отчалили от берегов родного города.

  Как это обычно бывает, опыт появляется в результате разрушения иллюзий. Уже в Амстердаме друзья из голландского яхтенного журнала Zeilen открыли нам глаза на многие парусные реалии, приобщив нас к опыту мирового круизинга. В частности, оказалось, что запланированный нами маршрут абсолютно не выдерживает никакой критики, и что существуют проверенные опытом кругосветные маршруты и сроки прохождения отдельных их участков, нарушение которых смертельно опасно.

  Обогащенные этим знанием, мы продолжали движение, организуя, где это возможно, наши мини-фестивали о России и Питере. В Северном море попали в сильный шторм, где под одними мачтами двигались со скоростью двенадцать узлов. Катамаран показывал себя с самой лучшей стороны, однако, одной из главных технических забот в это время была наша силовая установка. Она состояла из дизеля от машины и коробки передач от катера. Между ними была установлена самодельная муфта, которая часто выходила из строя. Вспоминается один случай в середине Лондона около моста Тауер-бридж. Мы с трудом продвигались против пятиузлового течения реки Темзы и почти достигли причала у марины «Сан-Катарин док», как вдруг, за два метра до берега муфта снова выходит из строя, и нас медленно начинает сносить. Я оглядываюсь назад и с ужасом вижу высоченное здание водной полиции, все стеклянное от воды  до самого неба. А это было время, когда мир еще не оправился от трагедии с башнями близнецами. В моем воображении мгновенно нарисовались картина замедленных съемок, когда Благовест  таранит небоскреб, куски стекла падают вниз, и башня с грохотом рушится. Отгоняю от себя это наваждение, с чудовищным усилием бросаю канат зевакам на берегу, они его крепят, и Благовест останавливается.

После этого случая мы принимаем серьезное решение, приобрести новую силовую установку. Для этого полгода остаемся в Англии, пытаясь найти деньги на новый двигатель с коробкой передач. Помогли русские бизнесмены, новые английские друзья и наши концерты. В конце концов, двигатель был куплен, установлен, и мы уже без проблем смогли продолжать наше плавание. Из Англии вернулись домой

двое членов нашего экипажа. Наши друзья поняли, что жизнь парусного путешественника это не их удел. Нас осталось шестеро.

  К этому времени нас ждал еще один сюрприз. У молодежной организации, которая нас поддерживала, начались финансовые трудности и мы остались совершенно без денежной поддержки.  Основным нашим средством заработка в то время стала организация платных концертов. Мы двигались вдоль Испании и Португалии на юг, зарабатывали концертами, не забывая про нашу основную Миссию, которая естественно не приносила нам никаких доходов, кроме морального удовлетворения. Потом туристский сезон в этих странах закончился, и мы искали уже любую работу, лишь бы иметь возможность продолжать наше движение. В один момент пришлось даже изготавливать ловушки для крабов - очень тяжелое и низкооплачиваемое занятие. После Португалии мы кратко остановились в Марокко, затем надолго встали на Канарских островах. Там мы снова попытались заработать на дальнейший путь, но, сколько зарабатывали, столько и тратили на жизнь. У еще одной пары из нашего экипажа планировалось пополнение семьи, и они вынуждены были вернуться домой. Подходил благоприятный сезон пересечения Атлантики, а денег все не было. Наконец в самые последние дни мы нашли фирму, которая согласилась регулярно платить нам минимальные деньги за то, что будем распространять информацию об их продукции по нашему маршруту. Таким образом, мы снова получили возможность двигаться дальше.

  Затем был грязный и экзотический Дакар, где на главной улице люди ходят по колено в месиве из полиэтиленовых пакетов, потом путешествие вглубь Африки по реке Синесалюм, где по берегам растут огромные и развесистые баобабы, а высокие и красивые черные люди скопом ловят рыбу на разукрашенных лодках. Там в одной далекой деревне мы были свидетелями первобытного зрелища – соревнования по местной борьбе. Обнаженные мужчины танцевали под барабаны при свете факелов и боролись за звание сильнейшего.   

  Пересечение Атлантики мы начали от островов Зеленого мыса (Кабо Верде), оно было простым и естественным - 21 день спокойного движения в пассатных ветрах. Затем мы прошли вдоль Малых Антильских островов до Колумбии. Здесь нам пришлось расстаться с нашими последними соплавателями. На судне давно зрел конфликт, который вылился в разделение экипажа. Ребята имели личный доход, и вскоре там же смогли купить свою яхту. Мы же, оставив себе только самое необходимое для безопасного плавания, продолжали путешествие вдвоем с женой.

  К этому времени нас ждал очередной удар, мы снова остались без денег. Фирма, на которую мы работали, закрылась. Заработать в третьих странах практически невозможно. Поддержали нас наши друзья, и мы снова смогли продолжить путь уже через Тихий океан. Через два месяца плавания на одном из Маркизских островов мы узнали, что те крохи, которые перевели нам наши друзья, украдены с карточки Visa неизвестным хакером. Не имея денег, мы набрали фруктов и овощей в местных тропических лесах и отправились дальше. По пути нас сопровождали многочисленные дорады, так что недостатка в пище мы не ощущали. Атолл Суворова, Фиджи, Вануату и пролив Торреса -  вот вехи нашего тихоокеанского пути. Около Новой Гвинеи попали в сильный шторм, пять суток огромные волны с грохотом обрушивались на Благовест, вышел из строя бортовой компьютер, мы остались без связи и навигации. Наши родные и друзья потеряли связь с нами и думали, что мы погибли. Как раз в это время в Новой Гвинее обнаружили племя каннибалов. Эти два события стояли рядом в новостных сообщениях, и это вызывало у всех нездоровые ассоциации. Однако вскоре мы встретили яхту наших коллег кругосветчиков и смогли передать благие вести о нас. А в Индонезии восстановили всю электронику.

  От Таиланда, после объявления о чартере на нашем сайте, к нам стали присоединяться искатели приключений и романтики. Это расширило круг наших друзей и позволило внести необходимые средства в экспедиционный бюджет.  

 Около известного пиратского района вокруг Сомали ночью шли с потушенными навигационными огнями и зашторенными окнами. В Красном и Средиземном морях почти все время пришлось идти под двигателем, преодолевая встречные ветра и течения. В Испании три недели ждали благоприятной погоды для пересечения коварного Бискайского залива, имеющего дурную славу среди яхтсменов. Северное море и Балтика встретили нас непрерывными штормами и напряженной навигацией. Мы старались успеть до того момента, пока льды не скуют Финский залив. Бессменные ночные вахты и волнения за месяц пути привели нас на грань физического и нервного истощения. Мы мечтали о спокойной гавани, о доме, и о встрече с родными и друзьями. Уже перед самым входом за дамбу перед Кронштадтом попали в ловушку из плавающих льдов, и чуть было не потеряли яхту. Каким-то чудом льды ненадолго разнесло ветром, и нам удалось проскочить внутрь за дамбу в яхт-клуб. Сразу после этого ледовая шуга снова заполнила собой все пространство, ударил мороз, и наступила настоящая зима. Но нас, измученных и уставших, уже согревали объятия и улыбки многочисленных друзей и родных. Позади пять лет странствований и огромный опыт круизинга. Надеемся, он сможет послужить тем, кто готов покорять океаны.

 Андрей Фоминцев

Капитан катамарана Благовест