+7 (499) 409-409-0
Павел Кручинин » СЕВЕРНОЕ МОРЕ - КОЛЫБЕЛЬ КАПИТАНОВ
  • Наш рейс начался в городке Медемблик, в северной Голландии. Условия на море были, мягко говоря, непростыми, как и обычно в ноябре на Северном море. За пару дней до начала нашего рейса была получена информация о паруснике Фредерик Шопен, который на Северном море 28 октября в условиях 9 бального ветра потерял все свои мачты!!! Но, все-таки, мы рассчитали, что в случае ухудшения погоды мы успеем скрыться в порту перед приходом шторма.
    Владелец яхты был серьезно заинтригован нашими планами, его вопросам не было конца. Скорее всего, главной его целью была оценка шансов того, что мы сможем вернуть яхту в целости и сохранности. Яхта, которую мы брали – стальная Van den Stadt Norman 40, имела очень солидную голландскую конструкцию и, судя по всему, хозяину была крайне дорога. Команда тоже повергала его в сомненья – на пирсе перед яхтой стояли 4 человека, а в заказе было упомянуто 5, помимо еще двух человек, которые должны были приехать только на один день, на сам экзамен, во второй половине рейса.
    Погода в день выхода из порта была более-менее сносна, с небольшой облачностью, ветер 2-3 балла. Вышли мы в хорошем темпе и уже через 3 часа были на шлюзе Дэн Эвер, откуда начинается непосредственно открытое море. Нас немного смущало, что мы были единственной яхтой в открытом море, но через пару дней мы к этому привыкли.
    К сожалению, практически сразу после выхода из шлюза, оказалось что мы должны оставить одного члена нашей команды в ближайшем порту из-за семейных проблем, так что было принято решение о заходе в порт Дэн Хелдер. До Дэн Хелдер, через очень узкий вход в марину Кoninklijke Yacht Club, которая принадлежит военно-морским силам Нидераландов, дошли мы уже в сумерках и решили остаться там на ночь. На следующий день, уже с уменьшившейся командой, мы взяли курс на Влиланд, «любимое место голландских (и не только) моряков».
    Вышли мы около 15:00, имея в виду силу и направление течения и ветра. Через пару часов относительно комфортного плавания пришла ночь, и направление ветра начало меняться на неблагоприятное и набирать силу около 30 узлов, приближаясь к сорока в порывах. Удерживая курс на ветер, мы оказались в ситуации, когда вымпельный ветер достигал практически 45 узлов и высокие вертикальные волны постоянно захлестывали кокпит. Не избежали мы также технических проблем с парусами. Стаксель, который сначала неожиданно раскрылся с осторожных 40% до полного, подкинул еще одну проблемку - его левый шкот запутался в креплении багра на вантах. Отправка человека на нос в таких условиях дала нам немалую дозу адреналина, по счастью все закончилось благополучно. Удалось нам также минуть пару неосвещенных буев, пару затонувших кораблей, торчащих над уровнем моря и ловко избежать захода на территорию военных учений. Другими словами, мы были реально счастливы увидеть около полуночи вход в яхтенную марину на Влиланде. Сам вход в порт был тоже не самым легким делом, мы сделали 3 круга, прежде чем решили зайти в узкую щель между волноломами при сильном ветре и поперечном течении. Отправились спать только в 2 часа ночи...
    Утро поприветствовало нас проблесками солнца и слабеющим ветром северного направления. Оказалось, что в порте на 350 яхт, Мекке яхтсменов, стоит всего 6, включая нашу!
    Наша следующая цель – порт Удешильд на острове Тексель. Мотивированные нашими позитивными достижениями плавания в сложных условиях, без промедления мы вышли в очередной ночной переход. По дороге выполнили упражнения с маневрами «человек за бортом». Приближаясь к южной стороне острова Тексель, пережили разочарование, что не видно буев фарватера Моленгат, мехду Тексель и Ноордерхаакс. Оказалось, что по какой-то причине огни на буях не работают! Оценивая заход в узкий, неосвещенный фарватер (ограниченный осушной зоной) при сильном течении и ветре с кормы за слишком рискованный, мы обогнули остров Ноордерхаакс с запада, прибавив более 10 миль к нашему переходу. Достигнув входа в порт, мы обнаружили что он не многим шире входа на Влиланд. При подходе мы обнаружили неосвещенные буи (видимо, это обычное дело!), поэтому не смогли войти в порт по широкой дуге, как в прошлый раз, пришлось повернуть яхту носом на течение и войти в порт ... левым бортом! После чего оказалось что порт для гостей закрыт, пришлось швартоватся на месте для постоянных резидентов. Снова день закончился в середине ночи, а планы на следующий день заставили нас проснуться очень рано.
    Среда встретила нас слабым северо-западным ветром, настолько слабым, что в Иймунден мы шли более 4 часов на моторе, чтобы воспользоваться выгодным течением. За пару миль перед Иймунден поднялся ветер, причем неслабый, мы снова потренировались в маневрах «человеке за бортом» всеми возможными способами. Дальше нас ждал шлюз в Иймунден и последние 15 миль до Амстердама через канал. В марину Сиксхафен мы пришли около 20:00. Прогноз погоды на 2 следующих дня предсказывал сильной шторм на море и ветер до 55 узлов, что свело шансы на приезд экзаменатора RYA к минимуму из-за погодных условий, но мы решили терпеливо дождаться утра.
    В четверг с утра пришло подтверждение, что экзаменатор отменил приезд. К сожалению, ничего не поделаешь. RYA это настолько авторитетная организация, что экзамен на высшую ступень не может закончиться только сдачей теоретического экзамена, а в сильный шторм ни один разумный моряк не выйдет в море!
    Всем известно, что в Амстердаме можно хорошо провести время. Поэтому, мы решили воспользоваться возможностью, предоставленной нам погодой, и не терять время зря. Позже оказалось, что в те же дни в открытом море перевернулся буксир и погиб один из членов экипажа, что еще раз показало, что с морем шутки плохи.
    В пятницу после обеда штормовой ветер немного стих, и мы вышли в обратный путь до городка Медемблик. Нам удалось попасть на развод моста Шеллингвоудербрук, который является одной из транспортных артерий, проходящих к Амстердаму. На последнем «перелете» ветер в силе 8 баллов дул с нужного угла, при сильных порывах нес нас со скоростью 7-7,5 узлов до шлюза Энхуйзен, а оттуда оставалось всего 9 миль до Медемблик. На месте были около 21:30.

    Ярослав Дрождж: «В общем, подводя итоги рейса, мы выяснили, что сделали более 200 морских миль при очень непростых условиях, учитывая осеннюю пору. Дневных часов на море было мало по отношению к ночному времени, заходили в 5 портов, каждый раз ночью. Встретились с большим движением на море, но, к сожалению, не встретили ни одной парусной яхты за неделю (в открытом море)!
    Удалось полностью выполнить самые важные упражнения к экзамену на яхтмастера RYA. Единственный оставшийся на лодке кандидат высоко оценил полезность обучения, не смотря на то, что был уже хорошо подготовлен. К сожалению, сам экзамен не случился из за плохой погоды, что омрачило весь рейс, однако в этой ситуации другого выхода не было. Договорились с экзаменатором на новый сезон, весной, надеясь, что тогда уж нам точно ничего не помешает».

    Павел Кручинин: «После похода на Северное море, Греция кажется местом относительного яхтенного релакса. Можно с уверенностью сказать, что подготовка к экзамену на Яхтмастера, была очень плодотворной. После такого похода немного забавно рассуждать на тему о сдаче такого экзамена в акваториях Турции и Греции. В любом случае, теперь я бы рекомендовал обязательное прохождение практики в водах Северного моря всем, кто реально хочет повысить свою шкиперскую квалификацию. С уверенностью могу сказать, что мы и впредь будем проводить подобные флотилии и приглашаем всех желающих почувствовать себя настоящим морским волком.»