+7 (499) 409-409-0
Юлия Шевлякова » Сан Мало - Брест и обратно
  • Путешествие на яхте «Etoile du Large» в акватории «La Manche» (8 июля 2011 — 22 июля 2011)

    Перед вторым посещением Бретани я испытывала небольшое опасение, что это будет deja vu. Тот же регион, практически тот же состав на яхте.
    Но в прошлом году мне же понравилось? Конечно! Значит, и в этот раз я не буду разочарована!

    До чего дошел прогресс – билеты на французские электрички можно купить по интернету, необходима только банковская карта с чипом.
    Шереметьево, ночная пересадка в Праге, завтрак «У Максима» в Шарль-де-Голле, на TGV до Сан Мало. Через сутки после выхода из дверей офиса в Москве мы уже размещаемся на яхте Etoile du Large (Морская Звезда).

    Это так непривычно – принимать приливы и отливы как должное, уже не удивляясь их масштабам, а просто констатируя:
    «Я всего лишь маленькая песчинка на берегу этого огромного океана».
    Утром закупаем все необходимое и, дождавшись высокой воды, делаем переход до островов Ile de Brehat, где после суеты переездов очень приятно заночевать на уединенной якорной стоянке.

    Путешествуя на яхте вдоль французского побережья, нужно всегда держать в голове два временнЫх ограничения – таблицу приливов и отливов и график работы ресторанов (обед строго с 12 до 14, ужин с 18 до 22). И еще неизвестно, какое из ограничений более жесткое. Не рассчитали время в пути, подошли к марине, когда она уже закрыта – будьте любезны стоять на якоре или гостевом буе. А когда закрыт ресторан, остается один выход - готовить на яхте.
    Мы еще не успели привыкнуть к такому жесткому ритму и поэтому, только подходя к Perros Guirec, поняли, что это стоило сделать на час раньше – в марину уже не попасть. Все, что ни делается – к лучшему. Бросаем якорь. Яхта мерно покачивается в закатных лучах, а мы дегустируем очередное вино, прекрасно дополняющее мясо, замаринованное в арманьяке.
    Для размеров и осадки нашей Морской Звезды (Бавария 49) подходит далеко не каждая марина. Но, взглянув на фотографию в лоции, мы не смогли устоять перед искушением зайти в город Morlaix, находящийся глубоко в устье реки.

    Шлюз открывается только три раза в день на высокой воде в светлое время суток. А от побережья до него еще нужно добраться по узкому извилистому устью. Получаем по телефону подтверждение харбор-мастера о наличии места в марине, расчитываем время и успешно проходим шлюз экипажем из четырех человек.
    В центре Morlaix расположен величественный акведук времен римской империи. В городе есть где погулять и что пограбить. Вот только стрелки часов неумолимо приближаются ко времени высокой воды, когда мы снова ожидаем открытия ворот, а затем неотрывно следим за глубиной реки пока нас на побережье не встречает ветер в 15-20 узлов вместо 5-10 по прогнозу.
    А возвращаться и проводить здесь еще одну ночь никак нельзя. Нас ждет Brest, куда мы спешим на один из главных французских праздников - День взятия Бастилии.
    Экипаж прикачивается, ветер и волна после огибания мыса становятся более комфортными и мы продолжаем следовать на запад.

    Марина L’Aber Wrec’h без шлюза, доступна практически всегда. Подходим к ней после включения маяков, но понимаем, что платить за стоянку будет бессмысленно. Вода у нас есть, а утром нужно будет, не мешкая, двигаться дальше. Поэтому встаем на якорь среди устричных плантаций, наблюдая вспышки сразу нескольких маяков.
    Читая лоцию, не устаешь поражаться смелости мореплавателей, которые жили на этом побережье несколько веков назад. Это сейчас нам доступна куча электронных девайсов, а как они ходили здесь раньше? Пересказ кусочка из лоции: «В этом месте ориентиром на берегу является дом с окнами, обрамленными белой краской. Но в таком-то году здание было просто серым, а окна могут быть закрыты ветками деревьев, поэтому используйте также другие объекты».
    Часто маяки и кардинальные метки, прямо как старые друзья, имеют собственные имена. Самым забавным мне показалось «Маленький горшочек масла».
    Утром выходим в море вместе с рыбаками. Для нас, городских пижонов, это развлечение, а для них – ежедневный, нелегкий труд.

    Чему безусловно можно поучиться у французов – так это получать удовольствие от жизни. Если обед – то не менее двух часов, а праздновать День взятия Бастилии (14 июля) они начинают уже накануне 13-го. Заблаговременно узнав об этой традиции, мы подходим к Бресту днем, не переставая удивляться многочисленным встречным яхтам. Ведь они наоборот должны стремиться занять место в марине? Удивление прошло, когда мы обратили внимание на их английские флаги.

    Столетняя война и прочие исторические перипетии дают себя знать и сейчас. Не любят местные жители никакие другие языки, кроме своего родного. Даже переговоры по VHF ведут на французском. Как быть, если вы владеете им, мягко говоря, не в совершенстве? Заготовить несколько начальных фраз (кроме «Je n’ai mange…», известной только поклонникам творчества Ильфа и Петрова). После того, как вы их старательно произнесете с кучей ошибок, польщенные вниманием к своей культуре французы, как правило, сами предлагают перейти на английский.
    В Бресте две марины для прогулочных судов. Более современная Port du Moulin Blanc расположена в стороне от центра города. Поэтому мы нацелились на Port du Chateau, находящейся в непосредственной близости к военной базе. Выбор оказался правильным, так как именно из этого замка вечером был устроен салют. Как оказалось, его можно было наблюдать прямо с яхты в марине. Но мы влились в толпу местных жителей всех возрастов и цветов кожи, чтобы полностью погрузиться в атмосферу праздника.

    Для нашего капитана своеобразным пунктом must do была, видимо, реализация детской мечты из всеми любимого советского фильма – бокал анжуйского у бастиона La Rochelle. Всего лишь день в пути на машине и, застав 14 июля праздничные фейерверки в Нанте, мы у цели.
    Заполненная марина, милый город с пешеходным центром, гостиница на улице сардинок, в окно проникают звуки музыкального фестиваля, le vin rose d’Anjou...
    Пора возвращаться в Брест, ведь к нам уже спешат присоединиться еще два члена нашего экипажа.
    Выход в море был назначен на утро, но услышав громкий стук вант и увидев 30 узлов ветра по прогнозу, решили посвятить этот день осмотру Бреста. Ныне город-моряк, город-труженик и безо всякого преувеличения город-герой в годы второй мировой войны сильно пострадал от вражеских авиа налетов – он практически весь отстроен заново. Но крепость у марины очень хорошо отреставрирована и сейчас там находится интересный морской музей.

    Обе важные миссии (праздник 14 июля и анжуйское в Ла Рошели ) выполнены и обратный путь в Сан Мало мы планировали пройти в более прогулочном режиме, наслаждаясь красотами бретонского побережья.
    Марина L’Aber Wrec’h, которую до этого мы разглядывали с якорной стоянки, оказалась заполненной, но нас любезно встретили и поставили с внешней стороны пирса. Этим вечером посетить удалось только один бар, работавший до последнего посетителя, с неожиданно вкусным и дешевым кофе.
    Погода утром совсем не шептала – ветер, дождь, и мы задержались здесь на сутки до следующей высокой воды. Прямо на набережной расположена детская парусная школа, где подростков обучают управлению катамаранами и виндсерфингами. Уму не постяжимо, как они могут проводить в холодной воде практически целый день с небольшим перерывом на обед?!
    В марине присутствуют все необходимые услуги и удобства, центр городка с магазином и рынком расположен на холме.
    Ленивый день закончен, необследованным остался Perros Guirec. Видимо мы находимся в центре циклона: ветер стих, туман окутал горизонты, но не помешал нам выйти в нужном направлении. Обнаружена единственная за две недели поломка на яхте – не дудел туманный горн.
    Марина Perros Guirec будет доступна поздно вечером, поэтому мы встаем на якорь рядом со старым знакомым островом. Купаемся, ужинаем и к моменту ее открытия понимаем, что перемещаться туда уже нет особого желания.
    Но слегка заполночь Море решило лишний раз нам показать, что, как говориться, «лучше перебдеть...». Усилился ветер, пополз якорь. Волнение около 5 баллов по Бофору. Несколько подъемов и повторных постановок якоря к успеху не привели. И в результате незапланированного ночного перехода заключительный ланч с шампанским мы проводим в Saint Malo на день раньше намеченного срока.
    Смыв под душем остатки ночных страхов, приходим в себя и посвящаем оставшиеся два дня грабежу сувенирных лавок Сан Мало, осмотру аббатства Saint Michele и прогулкам по Динару.
    TGV, Париж, Прага, где нас ждет традиционный заключительный ужин с пивом и свиным коленом, Вацловская площадь и Карлов мост.

    Сухой остаток.
    Сложная навигация (чартплоттер + лоции + гармин). Ночью во многие марины заходить в принципе нельзя. А если и разрешено, то сделать это очень затруднительно.
    Необходим точный расчет времени движения в связи с приливами-отливами и временем открытия марин.
    Погода разная – не лишними будут крем для загара и термобелье.
    Прогноз погоды мониторить обязательно – совсем рядом Бискай.

    Но обилие впечатлений, дегустация вин, морепродуктов и крепов перевешивают все эти ограничения.
    Хочу ли я еще раз побывать на атлантическом побережье Франции? Очень!

    A bien tot, Bretagne!
    • Алексей Панасенко, 10 лет назад :
      Друзья приходите в эту пятницу 2 сентября - будем делиться впечатлениями от последних путешествий! Алексей
    • Юлия Шевлякова, 10 лет назад :
      Здравствуйте, Алексей.
      К сожалению, увидела ваше приглашение только сегодня.