+7 (499) 409-409-0
англо-русский и русско-английский словарь яхтенных терминов Безопасен ли яхтинг?
Оглавление: 
10 баллов шторма и «в трюме вода», или Как я провел 720 миль в начале осени

A мы oпять cтoим, и в тpюмe вoдa,
И ты oпять твepдишь, чтo нaдo бeжaть,
И ты oпять твepдишь, чтo нaдo тyдa,
Гдe нe кaчaeт, cyxo, и ecть чeм дышaть,
Ho вeдь и здecь ecть шaнc, пycкaй oдин из дecти,
Пycть вpeмя здecь впepeд, нe мчитcя - пoлзeт,
И пycть ocтaтьcя здecь тpyднeй чeм yйти,
Я вce жe вepю, чтo мнe пoвeзeт...

И я,  Я ocтaюcь,
Тaм гдe мнe xoчeтcя быть,
И пycть, я нeмнoгo бoюcь,
Ho я,    я ocтaюcь,
Я ocтaюcь чтoбы жить

Черный Обелиск - Я Остаюсь



Для многих из вас не секрет, что я воплотил свое давнишнее увлечение яхтами в «корочки» Капитана. Недавно я на две недели уходил в маршрут Сицилия-Тунис-Мальта-Сицилия.

12 сентября 2009 года. Начиналось все отлично и безоблачно. Погода на Сицилии обещала быть 30-32 градуса выше нуля, ветра правда прогнозы не обещали, но надеялись мы все равно на лучшее (мало того, что капитанские квалификации у всех парусные, так это еще и интереснее, чем под мотором, а под мотором еще и дорого). «Alitalia» несмотря на рейс с пересадкой (Москва-Рим, Рим-Палермо) не потеряла две сумки нашего багажа, в котором кроме необходимой яхтенной одежды были запрятаны еще выданные для провоза пять бутылок рома.. Нас встретили в аэропорту Палермо и довезли до марины. Нам выдали лодку даже лучше, чем мы заказывали (нашу заказанную предыдущие арендаторы умудрились сильно стукнуть кормой о причал и поломать). Более того, по праву приехавшего в первых рядах мы заняли кормовую каюту, памятуя о многочисленных рассказах более опытных друзей о невозможности находиться в носовых при сильной качке. Приняли лодку, все проверили. Мы с нашим капитаном водрузили под левую краспицу российский флаг и выспелы: он своей компании, я - любимой школы RAYS. Отметили приезд и, забившись на 7 утра завтрашнего дня для выхода, легли спать.

Дальше началось самое интересное - приключения.

Ну, в 7 утра 13.09 мы, ясное дело не вышли. Четвертая бутылка рома накануне была несвежей, и почти все ею отравились. Я как человек ответственный, пытался разбудить вахтенного, за что был нещадно отруган и немного избит и ушел спать дальше. Правда к 7:45 даже уже завели движок и в начале девятого вышли в море, попутно заметив, что не работает лаг - прибор для измерения скорости движения и пройденного расстояния. Практически весь день прошли под мотором, изредка безуспешно из-за отсутствия ветра пытаясь поставить то стаксель, то грот, и в 18:20 отшвартовались в марине сицилийского города Трапани, пройдя 58 миль.

На следующий день, 14.09 примерно так же вальяжно мы прошли 31 милю от Трапани до «рыбацкой деревушки» Мадзарa дель Валло (Mazara del Vallo), оказавшейся на поверку крупнейшим рыбацким портом всей Италии.

Напрасно нас бурей пугали,-
Вам скажет любой моряк,
Что бури бояться вам стоит едва ли,
В сущности, буря - пустяк.
В бурю лишь крепче руки
И парус поможет и киль.
Гораздо трудней не свихнуться со скуки
И выдержать полный штиль.

А.Макаревич - За тех, кто в море

В 23:55 вышли в направлении Тунисского Монастира. Первый длинный переход с двумя ночами в море. За бортом небольшое волнение, ветер есть, уже через час после выхода пошли под чистыми парусами.. Вечером следующего дня, 15.09 обнаружили первую «воду в трюме» - воды было много, она доходила до пайол (фальш-пола) и даже на небольших кренах коварно выливалась наружу, грозя невнимательному моряку подскальзыванием на ней. К 19 часам заштормило уже 6-7 баллов, ветер разыгрался до 30-35 узлов, а волна поднялась до 1.5-2х метров. А чуть позднее наступил трындец.

В целом, спать в шторм можно, только надо распереться ногами, чтоб не перекатываться от переборки к переборке, однако к моей планируемой вахте в 00 распираться уже не помогало и перелетев в очередной раз через всю кровать, я решил встать, одеться и узнать, кто балуется. Хорошо, что оделся в штормовое - выйдя в кокпит, я обнаружил вокруг реально бушующее море, грозу, постоянные непрекращающиеся всполохи молний, волны, кренящие нашу посудину до 40 градусов и мужественно все это отруливающего в ручном режиме (до этого мы постоянно шли на автопилоте) нашего капитана Глеба Стрикалева. Глеб со смешанным чувством ужаса и восторга рассказал, что ветер доходит до 57 узлов (!). Шторм 10 баллов.

Я заступил на вахту и ближайшие два часа мужественно боролся со стихией, одной рукой отруливая волны, другой успокаивая перепуганных забившихся по углам матросов, третьей держа тузик, грозящий улететь в море, четвертой...

На вахту Глеб мне даже не предложил заступить. Он продолжил бороться со стихией, подавая четкие команды «Всем надеть спасжилеты и закрепиться». И только изредка довольно громко матерился, ибо не далее как утром народ сетовал на хорошую погоду и поговаривал, что, мол, «вот бы штормик, волны там всякие метра по 4». «Вот! Кому, мать, хотелось волны 4 метра, вот она»,- орал Глеб, перекрикивая оглушительный рев стихии. Волна поражала. Еще поражало то, что на этой волне перекатывалась наша 49 футовая яхта, кренясь уже под 45 градусов. Момент - и волна накрыла кокпит, где находились четыре мужчины в полном непроме и зачем-то вылезшая туда в майке одна из девушек. Показалось, что смолкло все: стихия, крики команд и главное - двигатель. В голове пронеслись слова радиограмм о спасении, изученных пока, слава Богу, только теоретически. Неминуемый PAN-PAN: под парусами идти в 57 узлов ветра невозможно, мотора нет. Глеб потом рассказывал, что даже он испугался. До этого момента, по его словам, он всего один раз словил шторм 9 баллов с ветром до 45 узлов во Вьетнаме. Однако удача была все же на нашей стороне, решив, что поучила желающих шторма достаточно. Оказалось, что волной выбило ручку регулятора оборотов двигателя и он не заглох, а просто перешел на нейтраль и стих. Глеб быстро воткнул ручку на полный вперед и мотор взревел.

В 0:30 16 сентября мы во всполохах молний и на фоне подсвеченного хотя и плохо пока видного побережья заметили заходной маяк марины Монастир. В час ночи выполнили не самую легкую швартовку в 25 узлов навального ветра, пройдя в итоге более 142 миль. Уже через несколько минут к нам подошли таможенники, и, собрав паспорта, Капитан Глеб и Старпом Салыч отправились в офис на регистрацию.    

Весь день 16 сентября и половину дня 17.09 мы потратили на попытки ознакомиться с бытом местных аборигенов. Постоянно шел дождь, ветер гулял от практически штилевых 5-10 узлов до 25. Ребята из нашей команды нашли баранину и капитан готовился делать плов.

В 13:00 17.09.2009, закрыв любопытные визы Туниса - огромная на всю страницу печать в паспорте на арабском языке с рукописными на том же арабском комментариями таможенника - мы вышли курсом на Мальту.

Прямо по выходе из марины Монастира, капитан вспомнил традицию наливать Николаю Угоднику, хранителю моряков. Возможно, это помогло, возможно, просто стихия решила, что с нас довольно, однако все 210 миль до Валлетты мы шли с включенным двигателем, ветер не поднимался выше 13 узлов, а основное время был на уровне 5-6 узлов.

Плов, затеянный-таки Глебом под вечер, был восхитителен.. Правда, вот незадача, довольно быстро остывал в кокпите, где мне его пришлось употреблять, будучи в это время на вахте.

Абсолютно гладкое море сильно контрастировало с позавчерашними 4х метровыми водными потоками.

Под вечер следующего дня к нашей яхте подплыли 3 дельфина и некоторое время играясь ныряли перед носом.

А уже в 0:15 19 сентября мы отшвартовались в марине Мсида, столицы Мальты Валлетты.

Следующие полтора дня мы потратили на изучение достопримечательностей этой цитадели рыцарства, сходили пешком в центральную часть Валлетты, практически в последние минуты съездили в еще более историческую часть Мальты, город Мдина.

20.09.2009 в 16:00 мы вышли из марины в направлении города Сиракузы, что на юго-востоке Сицилии. Попутно залив в бак почти 200 литров дизтоплива, пошли первое время под парусами. Однако к ночи ветер утих и с часу ночи до швартовки в Сиракузах в 7:40 шли мотором.

В Сиракузах мы стояли до второй половины дня 22.09, также лишились двух членов экипажа, которые не вынесли тягот  яхтенной жизни в носовой каюте и отправились в дальнейшее путешествие на машине. Из-за этого пришлось переформировать вахты и из трех 4х часовых вахт «4 вахта - 8 отдых» сделать более напряжные две вахты «4 вахта - 4 отдых».

В первый же день стоянки в Сиракузах, немного поспав после утреннего прибытия, мы на двух арендованных машинах отправились на временно затихший вулкан Этну. Прибыли к месту отправления подъемника, к сожалению, уже довольно поздно, поэтому нам удалось только подняться на 2500 метров на нем, а дальнейшее продолжение на вездеходах к кальдере вулкана уже не работало. С высоты открывались шикарные виды на города внизу, местами обзор закрывали дождевые облака. И было несколько прохладно в шортах и брюках, не успевших высохнуть после ливня, в который мы попали на пути от лодки до машины в марине.

За ужином, собравшись вместе всей командой, отведали разнообразных морепродуктов вкупе с макаронными изделиями и - главное - вкусным напитком Лимончелло, спасибо Салычу за его рекламу.

На следующий день 22.09.2009 недолго побродили по старой части Сиракузы, и в 17:30 отдав швартовы наша яхта взяла курс на о. Липари. из интересных мест на маршруте ожидался проход Мессинским проливом между широко известными Сциллой и Харибдой, попадающий как раз на нашу с моим другом и одноклассником по обучению на курсах Салычем вахту.

К началу нашей вахты в 4 утра 23.09 мы уже подошли к Реджио ди Калабриа - одному из краев Мессинского пролива. Глеб - начальник предыдущей вахты - проинструктировал разбудить его в начале системы разделения движения в проливе, показал ориентиры и ушел спать..

На поверку Мессинский пролив не оказался столь уж примечательным местом. Мы не попали во встречное течение, по слухам, тормозящее движение до скорости 0.5 узла, правда и в попутное не попали, которое могло бы нас провести через пролив за 40 минут. Поэтому мы тихо шли мотором пару часов. В системе разделения то ли из-за времени ее прохода (с 5 до 7 утра), то ли из-за чего-то еще трафика не было вообще, и мы гордо шли всего пару раз заметив позади нас паромы.

Выйдя из пролива, Салыч начал соблазнять меня изменением курса на остров Стромболи, где находится действующий вулкан и по северному склону в море стекает лава, однако я будучи вахтенным начальником не поддался на его уговоры даже не смотря на кажущуюся экономию времени к этому моменту часа в три. И, как потом оказалось, верно поступил.

В 12:20 мы пришвартовались к понтону в марине о .Липари,  пройдя почти 113 миль, и тут приключения продолжились. Через пару минут после окончания швартовки к нам подошла барышня и сообщила, что стоять тут нам нельзя, идет Сирокко - сильный южный ветер, а наш понтон не защищен. Пришлось перепарковываться в более защищенное место за молом. Оно было единственным оставшимся и придя мы на 3 часа позднее после Стромболи, нам бы было не сдобровать. К вечеру 23 сентября ветер усилился до 20-25 узлов, волна все же проникала в марину, сильно раскачивая лодки и причалы, грозя поломкой мачт при ударе их друг о друга. Плюс ко всему у нас окончательно засбоило подключение берегового электричества - било током от кабеля и панели управления - и мы решили его не подключать, надеясь на ветряк, двигатель и емкость аккумуляторов.

Ночью капитан и некоторые члены команды практически не спали, прислушиваясь к ударам стихии снаружи. Глеб выходил добавлять швартовов, чтобы нас меньше било о рядом стоящих, Салыч и я выходили смотреть силу ветра и проверять кранцы. Ночью ветер ускорялся до 30-35 узлов. К утру он относительно стих, однако волна осталась, и лодки качались ничуть не меньше ночи.

В 9:30 вышли из марины о.Липари в направлении крайнего пункта нашего путешествия Палермо, решив, что стоять и жадть « у моря погоды» нет смысла, часть непогоды уже ушла вперед, а от приближающейся новой можно попытаться убежать.

При ветре с утра 7-10 узлов, раздувшем к середине дня до 18-20 узлов, шли под стакселем и мотором. Ближе к вечеру, тучи, маячившие вокруг нас, разразились сильной грозой на севере, задевшей нас относительно небольшим дождем. С маяками на подходе к Палермо оказалось туго. Многие из указанных на карте не работали. Определив по пеленгу, какое из светлых пятен на берегу Палермо, мы взяли курс на примерное место марины в нем. Заходного маяка не было видно (зайдя потом в марину, мы увидели, что он просто не работал). К счастью, параллельно с нами в марину заходила большая трехмачтовая шхуна и по месту ее поворота мы поределили вход в марину. Зеленый заходной маяк открылся на расстоянии всего в полторы мили.

В 22:45 24 сентября 2009 года мы отшвартовались в марине Палермо с облегчением и усмешкой бывалых морских волков вспоминая перипетии предыдущих дней и обмывая заключительный переход в почти 80 миль.

На следующий день долили топливный бак и сдали лодку, торжественно спустив наши флаги.

Представители чартерной компании рассказали, что когда мы стояли у о.Липари там же из-за стихии затонула другая яхта. Никто не пострадал, но все же. Вскорости оказалось, что наша яхта срочно нужна в другом месте (примерно 45-50 миль от Палермо) и нам предложили перебраться в гостиницу. Быстро собравшись, мы погрузились в видавший виды микроавтобус и были доставлены в маленькую гостиницу, явно переделанную из квартиры: всего четыре номера на 10 человек. Кроме нас шестерых, в одном номере проживала еще пожилая пара. На скорую руку помывшись после яхтенного «комфорта» в нормальной ванной, все отправились гулять по Палермо. Накрапывал дождик, но он не входил ни в какое сравнение с тем, что мы уже пережили, да и кончился скоро.

А на следующий день, 26.09 в 9 утра после неслишком сытного континентального завтрака (хлеб, джем, чай-кофе, хлопья) мы уже погрузились в такси и отправились в аэропорт Палермо. Обратный рейс был через Милан. В Милане отправление было немного задержано из-за каких-то «технических неполадок» самолета, но долетели мы все же успешно и в 19-30 уже приземлились в московском Шереметьево-2. Довольно быстро получив багаж, отправились домой, переваривать впечатления и готовиться к предстоящим, относительно скучным на фоне нашего маршрута, трудовым будням.

Анатолий Лепехин