+7 (499) 409-409-0
Обучение в яхтенной школе на Yachtmaster, в чем отличие от Bareboat Skipper? Русско-английский морской словарь
Оглавление: 
Практика Yachtmaster Coastal/Offshore на Ла Манше
Ла Манш. Начало.
Друзья, с сегодняшнего дня я буду спамить вас своими репортами и фоточками с увлекательного учебного похода в районе Сен-Мало (пролив Ла-Манш). Учебный курс называется Yachtmaster Coastal/Offshore и является по сути следующим уровнем мастерства после Bareboat Skipper. Основой курса является приливная навигация, то есть управление лодкой в условиях высоких приливов (которые в данном районе достигают 12 метров) и переменных течений.



Вот две картинки, которые показывают состояние марины (которая по сути является понтонами, скользящими вдоль высоченных столбов) на низкой и на высокой воде.





У нас флотилия из двух лодок Gibsea 43, соответственно два экипажа под командованием Алексея Панасенко (RAYS) и Льва Дайчика (RAYS).

Сегодня у нас приемка яхт, торжественный ужин и знакомство друг с другом.



Начало и завершение обучения здесь, в Сен-Мало. Прекрасный город на севере Франции, на берегу Ла-Манша. Все наше обучение пройдет в Ла-Манше, между Францией и Англией в районе Нормандских островов (Channel Islands), принадлежащих Британской Короне — это Джерси, Гернси и Олдерни. Туда мы тоже планируем заходить. Сам район прекрасен тем, что тут самые высокие приливы в Европе, и плавание сильно затрудняется несколькими вещами: собственно приливами, которые регулируют работу марин (большинство из них в данном районе НЕ круглосуточные, а работающие в зависимости от высокой воды), сильные переменные течения (в зависимости от тайда) и погода. Выше 20 градусов летом мне кажется тут почти не бывает, как нет и солнца. Картинка ниже отлично иллюстрирует этот факт (перевожу: чем прекрасен нормандский загар? отсутствием полосок!).



Река Ранс

 Сен-Мало стоит на берегу Ла-Манша у устья реки Ранс (La Rance). Устье, соответственно, перегорожено дамбой с автомобильным движением, электростанцией и шлюзом для входа в реку. Уровень воды в реке также подвержен приливным движениям, но регулируется это уже скорее работой электростанции. К счастью, большая библия-справочник (Reeds) содержит информацию о приливах и времени в реке за электростанцией, так что счисление не сильно отличается, только перепады не 14 метров, а 4.



Река судоходная, но только до определенного места, городок Ливе (Livet) с мариной Layal marine является похоже финальным местом, куда можно дойти на лодке нашего класса с осадкой порядка 1.60 м. Дальше только на легких моторках и плоскодонках, потому что на отливе река осыхает, и дойти можно примерно до Динана.



Наша цель — дойти по максимуму куда сможем, пользуясь расчетом прилива, так чтобы под килем всегда было парочка сантиметров (у нас тут появилась новая поговорка — «Семь дюймов под килем», что соответствует данному месту сильно больше, чем 7 футов), но главное — не только дойти, но и выйти:) И ночевка у местечка Сен-Суяк (St. Sullac). Подъем в 5 утра, выход в 6. Выходим в реку через шлюз в 7 утра. По сути это наш первый день, когда дежурный экипаж сделал расчет перехода с учетом приливов.



День сразу не задался, шлюз прошли с наваливанием на другие лодки и ошибки в пилотаже. Закрепили на стенку сначала нос, приливным течением корму лодки забросило от правой стенки на левую и мы встали поперек шлюза. Нас навалило на французские лодки, в итоге отцепили нос, встали посредине между двух французских лодок лагом. Собрали видимо кучу мысленных лучей от наших соседей по шлюзу, потому что орали французы очень громко, только непонятно))



Вышли из шлюза в 7.30 и пошли по реке. Сначала было кайфово, но когда река стала узенькой (ну так корпуса два-три) и под килем осталось совсем чуть-чуть (эхолот показывал в районе 2 метров, мы еще не успели привыкнуть к таким глубинам, это позднее мы по 2 метрам не ходили, а летали) стало не по себе.

Первые два моста по реке La Rance

Первый раз прохожу под мостом - стремно!

Дальше река сужается

И еще сужается...

По левому борту старая мельница

Чуть дальше чье-то имение

...и за поворотом прекрасный мост в средневековом стиле!


Ползли-ползли, прошли еще один невероятно красивый мост старинный, может века 16-го, монументальный.

Арочный мост




И за поворотом увидели еще один мост, который имеет оригинальную конструкцию — он не поднимается, а именно поворачивается. Это шлюз, за которым прячется марина, на подходе мы даже увидели верхушки мачт за дамбой. У нас не было в планах проходить шлюз и заходить в марину, надо было по идее уже ползти назад, хотя время позволяло.



Дошли мы до этого моста (du Chatelier) фактически за 2 часа. Крайний час шли по жесткой осушке с глубинами от 1,5 до 4,5 метров.



Но добрые французы вдруг остановили движение на дамбе и начали открывать мост. Тщетно я пытался вызывать их на 14-м канале (как написано в справочнике), и на 16-м. Они его развели, а мы прямо перед ним развернулись и …. сели на мель.



С мели слезли очень просто и быстро — через откренивание левого борта всей командой. Вернулись по узостям реки в район Merdoc и начали отрабатывать подход к бую на моторе. Потом встали на чай/перекус, после чего снова снялись с буя и отрабатывали разворот лодки на месте (в замкнутом квадрате из 4 буев) с забросом кормы по часовой стрелке.
После отработки всеми членами команды — ушли ниже по реке в район Saint Suliak и там начали отрабатывать работу галсами в одиночку, то есть повороты оверштаг и фордевинд силами одного человека в кок-пите. Казалось бы, не самая простая задача (в одиночку!), но на деле все не так сложно.

После отработки разворотов и смены галсов вышли на буи и отрабатывали подход к бую на парусах. Я сделал штук 6 заходов с бросанием лассо на буй (без мотора!). В итоге мы это все-таки сделали!



В 17.30 встали на буй, и на тузике вышли на берег. Прогулка, кафе с кальвадосом и в 19.30 невообразимо вкусный ресторан (типа рекомендован «Мишленом») в городе Сен-Суяк. Если окажетесь в этих местах — не пожалейте один день на прохождение реки Ранс и посещение этого чудесного заведения, уйти оттуда просто невозможно и вкусно невероятно. Одно из лучших ресторанных мест за всю поездку.







В 0.00 отбой, завтра я капитан и мне заниматься прокладкой маршрута.

Приливы и отливы

За прошедшие 7 дней было пройдено много чего интересного и получена масса впечатлений на яхтмастерском курсе, который проходит в окрестностях Сент-Мало в проливе Ла-манш.

Практически нет времени вести записи для дневника и это дико обидно, я предполагал, что на лодке будет скучно и будет куча свободного времени, поэтому взял с собой книги, фильмы и ноутбук для заметок. За неделю похода практически ничего из этого не пригодилось, вайфай появляется раз в два дня и это время уходит на чтение и разбор корпоративной почты. Время на лодке летит как-то невероятно быстро и сжато, казалось бы — 6-часовой переход, можно и выспаться и почитать. Спать хочется, а читать — нет. И тем более не хочется писать, но главное — хочется использовать это время максимально с пользой для получения новых знаний, поэтому свободная минутка уходит на изучение приливных течений и связанных с этим особенностей пилотирования в зоне действия приливов и отливов.

Приливы и отливы, (с) Лев Дайчик



Краткая справка, чтобы понимать сложность проблемы. Приливы и отливы привязаны к фазам луны и случаются каждые 6 часов. То есть 2 раза в день прилив и два раза в день отлив. Казалось бы, ну и что? Для обычной жизни — почти (ПОЧТИ!) ничего. Почти, потому что расписание паромов для островов часто привязаны в отливам, а если твоя жизнь (а на берегу так всегда) связана с морем, то приливы так или иначе вносят коррективы. И совершенно точно они важны для яхтсменов. Ну, самый яркий пример — марина города Paimpol открывает свои ворота только, когда прилив достигает 4,5 метров.



То есть фактически, войти и выйти из марины можно только в промежутке за нескольких часов до высокой воды (прилива) и пару часов после. Хорошей иллюстрацией приливов является серия фотографий, сделанная на осушке (осушка — это часть суши, которая открывается на отливе и полностью покрывается водой на приливе), которую мы сделали в Paimpol.

Осушка в Paimpol. (с) Александр Волков



Навигационные знаки полегли на осушке…



Еще одной иллюстрацией может служить серия фотографий из разных марин, которые показывают один и тот же вид в разное время суток и разное время прилива (кстати, в приливной навигации нет понятия отлив. Есть высокая вода и низкая вода, а все движение называется просто прилив). Высокая вода в марине выглядит так — все лодки и мачты торчат высоко над берегом (как правило обрыв или каменистая стенка/волнорез), все выходы на понтоны близки к горизонту. На отливе это выглядит принципиально иначе — лодки «падают» на 10-12 метров вниз относительно берега, понтоны соединены с берегом специальными лестницами/трапами, которые встают под углом 45-60 градусов вниз. А все понтоны опускаются вместе с водой (понтоны плавающие и ходят вверх/вниз по направляющим бетонным столбам), так, что над понтоном может торчать еще метров 15 бетонного столба (который естественно практически сходит на нет на высокой воде).



Сен-Мало (отлив и прилив)



Ла-манш это уникальное место, где приливы и отливы достигают максимальных значений, например в Сен-Мало перепад между малой и высокой водой может достигать 12 метров. Смысл в том, что вода из Атлантики на приливе на большой скорости вкатывается в пролив Ла-манш и двигается вдоль (между Францией и Англией соответственно), создавая огромное приливное течение. А через 6 часов начинается отлив и вода с той же силой выходит из ла-манша обратно в Атлантику, создавая обратное течение. И такой цикл каждые 12 часов. И так тысячи и миллионы лет, как вечный двигатель.

Ну так вот, это лирическое отступление просто призвано погрузить читателя в тему того, о чем далее может пойти речь (хотя я и сам не знаю, что напишу через пару строк). Яхтмастерский курс — это практический двухнедельный курс, который согласно иерархии IYT идет сразу после Bareboat Skipper и включает в себя две ступени — Yachtmaster Coastal (прибрежный яхтмастер) и Yachtmaster Offshore (типа яхтмастер дальнего плавания)). Есть и четвертый уровень мастерства — это Yachtmaster Ocean, он отличается тем, что для его прохождения надо иметь какую-то кучу миль и главное — пройти курс астронавигации, Но до Ocean уровня еще далеко, и я прохожу обычный яхтмастерский курс, который от Bareboat отличается единственным — а именно, приливной навигацией. Если кратко — это искусство планирования маршрутов и переходов исходя из а) приливов и отливов и уровней воды в точках маршрута и б) учетом приливных течений, которые могут достигать тех сил, когда маршрут перестает иметь смысл. Как пример, у нас тут гуляет история о том, как одна яхта не успела зайти в марину по попутному течению и на обратном течении (когда начался отлив) и 5 часов стояла против течения с двумя парусами по ветру и включенным мотором — и стояла НА МЕСТЕ! То есть, они смогли компенсировать силу встречного течения, но не смогли продвинуться вперед ни на милю. И дело пошло только тогда, когда пошел прилив и попутное течение.

Сегодня я в полной мере прочувствовал эту огромную силу приливов, с которой мне кажется вообще невозможно бороться, можно только научиться грамотно ее использовать.
Я прокладывал маршрут и проходил его с острова Guerncey до острова Alderney. Не стану полностью пересказыввть алгоритм прокладки, суть не в этом, расчет оказался верным и хотя это все магия цифр, у нас тут опять же есть расхожая фраза — что любое счисление маршрута (особенно когда предварительный расчет сходится с результатом) — это вопрос веры. Это действительно так, потому что мои расчеты по течению не оправдались вообще, а расчеты по ветру и скорости течения не оправдались в другую сторону. Минус на плюс дал ноль и результирующий факт прохождения маршрута оказался в точности равен плановому, вплоть до минут. То есть приход в точку финиша состоялся на 10 минут позже плана (при полном маршруте в 4,5 часа), и все основные точки маршрута (плановые) были пройдены с минимальными отклонениями.

Прокладка маршрута



И снова я не об этом… Но главное — главное, что нам удалось «прокатиться на лошадке». Эта фраза пришла мне в голову, когда мы наблюдали реальное волшебство — скорость на приборе относительно воды составляла порядка 6 миль, а скорость по GPS и по всем средствам счисления была более 12 узлов. То есть мы на своей маленькой яхте летели над землей на скорости больше 12 узлов! Почти 7 узлов давало нам попутное течение, которое фактически несло нас как щепку в нужном (!) нам направлении. Это чувство родило во мне фразу «прокатиться на лошадке», которую полностью поддержал наш инструктор Леша Панасенко.

Оказывается, такие же ощущения испытывают и другие. Это удивительное ощущение мощи под задницей, наверное сравнимое с тем, когда садишься на машину в 1000 сил и понимаешь, что контролировать ее невозможно, нужно просто легонько давить на педальки и аккуратно вращать рулем, шобы не улететь. Вот на приливном течении примерно так. А если добавить к антуражу узость прохода, наличие камней и острых берегов слева и справа и цена ошибки — поломка яхты или грубый удар о камни (со всеми вытекающими), то ощущения еще и обостряются существенно.



Олдерни (Alderny) это удивительное место, не устаю повторять. Географически оно расположено почти посредине широкой части ла-манша и вокруг него закручиваются какие-то нереальные течения, которые даже толком спрогнозировать невозможно. Ну, например, сегодня по всем источникам в том месте, где мы шли, никак не могло быть больше 4 узлов течения. А мы нашли 7… Как? откуда? Тут есть время суток, когда в одном месте может быть два противоположных течения, потому что уже начался отлив, но с одной стороны острова течение еще идет в одну сторону, а с другой — в другую. На каком-то конце острова они встречаются и… начинается капец. Если к этому добавить ветер, которые при встрече с волной вызывает зыбь и волнение, и такую штуку как стоячие волны (которые обрушаются вниз с огромной силой), то картинка еще более впечатляет.
Так выглядит волнорезик, который отделяет марину от пролива… Не хотел бы я стоять даже в марине в такое волнение))





Андрей Борисевич