+7 (499) 409-409-0
Обучение в яхтенной школе на Yachtmaster, в чем отличие от Bareboat Skipper?
Оглавление: 
Zakintos 2013
Автор Андрей Хорьков

...Вот мы приземляемся в Афинах. Старый знакомый аэропорт с олимпийскими кольцами на выезде. Почти Сочи! Точка встречи участников похода на Закинтос. 13 яхт пойдет с нами во флотилии по Ионическим островам. Это немало, так что автобус, который отвезет нас в начальную точку нашего похода, городок Лефкас, набивается полностью. Первую остановку мы делаем у Коринфского канала. Начиная с античных времен, греки думали, как попасть из Ионического моря в Эгейское. Можно, конечно, обойти вокруг полуострова Пелоппонес, но путь неблизкий. А тут всего-навсего надо прокопать несколько километров. Похоже, копали они чайными ложками или китайскими палочками. Ну, пока не пришел Наполеон и не взял процесс в свои руки. Они у корсиканца были быстрыми на расправу, поэтому канал наконец докопали, и суда пошли из моря в море. С высоты моста открывается отличное зрелище, - Коринфский канал впечатляет.

Еще несколько часов сна в автобусе, и мы в Лефкас-марине. Вот как забавно получается, чтобы попасть на остров Лефкада, надо переехать канал. Дорога пролегает по самоходному понтону, который большую часть времени стоит поперек, а раз в час на пять минут отшвартовывается и встает вдоль канала, чтобы пропустить терпеливо ожидающие прохода суда. Затем он снова превращается в дорогу, и вроде как не при делах.

Под конец сезона нам едва удалось найти достаточное количество лодок, пришлось задействовать несколько чартерных компаний. Так что выгрузившись побегали по марине в поисках своих яхт. Некоторым повезло даже встать у городского причала. Вечер заняло размещение, приемка лодок, закупка продуктов и купание для самых нетерпеливых. На следующий день испортилась погода. Ветер поднялся свежий, но не то чтобы критический. Однако один экипаж решил подождать и не присоединяться пока к флотилии. Зато другая команда, которая не собиралась идти с нами, успела испытать многие прелести чартеров в конце сезона и приняла решение на первых порах "держаться стаи". Вывод, который из этого можно сделать, - заказывать лодки хорошо бы пораньше и лучше ходить в составе флотилии или своей сплоченной группой, чем в одиночку.

Накануне выезда мы долго сидели с командором Алексеем Панасенко и прикидывали маршрут. Как ни крутили линейку, оказывалось, что расстояния маленькие, но идти далеко, - такой вот парадокс. Довольно длинный переход нас ждал от Кефалонии до Закинтоса, да еще и марина на южной оконечности Кефалонии была не слишком хорошо защищена от дувших с юго-востока ветров. В первый день мы отправились в знакомую по прошлому году бухту Спартакхоре. Там мы пережили самое удивительное приключение похода на Корфу в 2012 году. Неожиданно из ниоткуда прилетел ветер и чуть было не сорвал понтонный причал, у которого стояла дюжина лодок. Тогда удалось избежать неприятностей, но на некоторых лодках были погнуты кормовые рейлинги. Кстати, это произошло как раз после того, как мы разыграли мини-спектакли по древне-греческим мифам. Вроде как боги дали нам знать, - молодцы, ребята, что нас не забываете! Только смех тут не уместен, а то Посейдона на вас натравим!

Капитаны и команды привыкали к своим яхтам, пытались справиться с парусами и мелкими неисправностями. Экипажи вытащили из сумок непромоканцы, чехлы для планшетов и просто теплую одежду. Некоторые приуныли, - прогнозы гласили, что дожди ждут над до самого завершения похода. Выход нашелся, - оптимисты взяли распечатку прогноза и вместо дождливого значка нарисовали солнце. Если не думать о хорошем, счастье может и не наступить.

В этот раз в Спартакхоре мы столкнулись с немецкой флотилией, так что они были вынуждены наблюдать, как громкие русские делятся впечатлениями первого дня и играют в "морского крокодила". Он такой же как сухопутный, только морской. Попробуйте показать жестами своей еще не сработавшейся команде "антициклон", "ахтерштевень" или "пеленг". Впрочем, на самом деле большинство слов были угаданы довольно быстро. Дождь к вечеру стих, но так и не прекратился. У многих за день обнаружились протечки в каютах. Обычно на старых лодках текут люки, чаще всего в районе замка. Если вы ожидаете дождь, то можно заблаговременно проклеить скотчем потенциально протекающие точки, особенно те, под которыми вы собираетесь спать!

Ночь прошла тихо, погода на этот раз не выкинула никаких неожиданных фортелей, впрочем, ожидаемого солнца мы с утра не увидели. Ну что ж, загар откладывается. Зато есть немного ветра, и можно поработать с парусами. А идем мы совсем недалеко, на Итаку, родину Одиссея. На учебной лодке в этот день была запланирована контрольная работа. Ребята поставили паруса, потренировались прокладывать курс. Забавно было смотреть, как сразу трое студентов сидят в кокпите, вооружившись пеленгаторами и смотрят вдаль. Была и еще одна задача, посмотреть, не спрятан ли где-нибудь на островах клад, но оказалось, что бухты, которые мы присмотрели на карте для высадки слишком маленькие, чтобы какой-нибудь пиратский корабль чисто теоретически мог оставить суднук сокровищ в надежде вернуться. Ну или подкинуть нашей флотилии надежные приметы для поиска клада. Так что кладоискательство пришлось отложить до лучших времен. Зато еще до отхода со Спартакхора студенты изрядно помучились, разыскивая на своей яхте лаг - это такая крыльчатка, которая находится перед килем и меряет скорость движения относительно воды. Лаг оказался в носовой каюте, и был на удивление чистым, чего не скажешь о днище. Впрочем, учебной лодке не надо было участвовать в гонках, а отправлять учеников в холодную воду драить днище инструктор Лев не хотел.

На Итаку мы пришли довольно поздно. Некоторые экипажи уже обошли все сувенирные магазины и даже поужинали, так что на вечерний сбор в таверну пришли не все. На Итаке марины как таковой нет, приходится швартоваться у городского причала. А значит, что воды и электричества этой ночью не будет. Зато стоянка вроде бесплатная. Еще одна забавная особенность Итаки в том, что здесь все крутится вокруг Одиссея, - даже у городского совета стоит бюст гомеровского героя, а чуть дальше, на центральной площади сравнительно недавно установлен памятник аргонавтам.

В программе каждого похода на Ионические острова у нас обычно бывает стрельба из лука. По соседству с Итакой есть отлично защищенная бухта с широким ровным пляжем, на котором прекрасно можно посоревноваться. Лук, стрелы и мишень разумеется приходится привозить с собой. Яхты ставятся на якорь в центре бухты, а участники похода добираются до берега на тузиках или вплавь, - погода наконец наладилась, можно купаться и загорать. Воздух здесь пропитан ароматом средиземноморской сосны – пинии. Вспоминается знаменитый островок Мани, рядом с Пелоппонесом, только там яхтсменов вдобавок встречают павлины и олени!

Стрельба из лука оказывается непростой забавой. На этот раз «десятку» мишени не удалось поразить никому, зато при подсчете очков засчитывались даже попадания в щит, на котором была закреплена мишень. А нам пора уходить, нас ждет остров Кефалония. Следующую ночь мы проведем в городке Порос. Знакомые с греческой топонимикой возможно обращали внимание, что Поросов в Греции много: есть остров с таким названием и кое-где встречаются названные так бухты. Дело в том, что «порос» по-гречески «переезд». А уж путешествовать местные жители любили во все времена. Одно удовольствие наблюдать за экипажами, где есть новички! Вот на лодке у Алексея как раз были несколько перворазников. Причем у них знакомство с морем прошло благополучно, морская болезнь обошла стороной, поэтому экипаж наслаждается жизнью и учится варить кофе, когда яхта идет под парусами с заметным креном. На подходе к Поросу девушки с еще свежим маникюром старательно развешивают кранцы. Совсем у пирса закусило лебедку, и капитану пришлось вспомнить, где находится автомат отключения лебедки. Передернуть рубильник – секундное дело, но при приемке чартерной лодки полезно заранее поинтересоваться, где он находится.

Вечером мы забрались в семейный кабачок с роскошным видом на бухту. Нас никто не ждал там, когда сезон уже практически закончился, так что мы увидели, как греки умеют работать в авральном режиме. В итоге все остались сытыми!

Утро нас встретило проливным дождем. В плане был переход на Закинтос, самый южный остров похода. В русской географической традиции его принято называть Закинф. Хотелось сначала заглянуть в бухту контрабандистов - Навагио, где на небольшом пляже под отвесными скалами закончил свой морской путь старый транспортный корабль. Впрочем, в такую погоду насладиться открыточными видами самой красивой бухты острова нам не грозило. Пришлось идти напрямую в город Закинтос. Погода опять решила нас удивить и разыграла роскошное представление, в первом акте которого похожие на комья ваты облака выжимали на усталых мореплавателей последние капли дождя, а во втором, развернулись оранжево-голубые декорации, веером лучей брызнуло солнце. Такой вот хэппи-энд по-закинтосски!

В честь улучшения погоды (а заодно и настроения!) мы достали свежие сценарии древне-греческих мифов и предложили экипажам разыграть сказку-другую. Превратившийся в быка Зевс благополучно похитил Европу (к слову, отстоявшую целый длинный и дождливый день за штурвалом), Дедал бежал с Крита по воздуху, а Икар не смог, наконец, Пан показал, что способен не только навевать панический ужас, но и веселиться с нимфами и сатирами.

Следующий день был посвящен изучению острова. Многие экипажи взяли в прокат машины и отправились, куда глаза глядят. В частности нам хотелось посетить пляжи Лаганаса знаменитые головастыми морскими черепахами каретта. Эти здоровые создания приходят именно на юг Закинтоса, чтобы отложить яйца. В этой связи в некоторые бухты запрещено заходить на яхтах до глубокой осени. По рассказам жителей острова, сейчас все черепахи уже ушли, и увидеть их можно только в море.

Зато мы изрядно поколесили по Закинтосу. В магазинчике «экологически чистых продуктов» нас угостили самогонкой – ципурой – и показали старинный самогонный аппарат. Хозяин утверждает, что еще его дед пользовался установкой. Продукция тут же на полках лавки продается по цене от 4 евро за небольшую бутылку. Видимо здесь закон лояльно относится к самогонщикам и даже не заставляет их соблюдать установленные минимальные цены на спиртное. Заехали мы и на хуторок, где в аккуратном домике работает художник. Он расписывает церкви, а в свободное время делает вино. Узнав, что мы из России, хозяин с гордостью показал нам трактор Беларусь 1970 года выпуска, в рабочем состоянии, конечно же! Сытный обед, изнурительный шопинг, заезд на утес над бухтой контрабандистов, - вот и пора домой, на яхту.

Утром мы все-таки смогли добраться до знаменитой бухты с белым песочком, ярко-голубой водой и ржавой посудиной, к которой туристические суда привозят толпы отдыхающих. Фотографии бухты Навагио часто украшают рекламные плакаты греческих курортов. Это один из самых известных видов страны. На корпусе полуистлевшего корабля полно надписей, оставленных нашими соотечественниками. Предание гласит, что это судно было построено в 1937 году в Глазго и сначала называлось St.Bedan. Сменив нескольких владельцев и получив имя Panagiotis, корабль попал в руки сомнительных дельцов. Как-то раз в 1980 году он вез нелегальное спиртное и сигареты, и греческая береговая охрана решила проверить груз. После продолжительной погони Panagiotis вылетел на мель. Наш командор объявил флотилии, что табак является приоритетной причиной кораблекрушений в этой бухте, отобрал у одного члена своего экипажа непочатую пачку сигарет и отвез ее на остов судна.

Предполагалось, что покинув Закинтос, мы отправимся снова на Порос, но неожиданно с флотилией связался инструктор Саша Медведев и сообщил, что на другой стороне Кефалонии гостит корабль российского Черноморского флота, а его экипаж дает представления по островам. Конечно, мы сменили курс и пошли в бухту Аргостоли. Успели как раз к параду – морпехи прошли строем с оркестром по набережной. Здесь мы и узнали, что на Ионических островах проходит «Русская неделя». Черноморцы приехали с оркестром, танцевальным коллективом и солистами. Горожане собрались, чтобы посмотреть редкое для этих мест зрелище. Дети плясали под русские морские песни, старики с умилением слушали. Вечером мы попали на прием, который был организован на российском корабле. Рано утром мы решили проводить наших моряков, и еще до восхода несколько лодок колонной вышли в море, развернув гроты. Кажется мы несколько напугали греков, обеспечивавших отход корабля, впрочем, проблем не возникло.

Утро раскидало начавшие было собираться облака, мы взяли машины и отправились кататься по Кефалонии. Остров обалденно красивый. Сюда каждый раз приятно возвращаться. В первый визит можно посмотреть пещеру Дрогарати и подземное озеро Мелиссани. Это чисто туристические объекты, но один раз их стоит посетить. Если вы идете в пещеру в компании впечатлительных людей, можете рассказать им, что остров находится в сейсмоопасной зоне, и в 1953 году сильно пострадал от землетрясения, - кто знает, когда снова тряхнет, и не засыпет ли эту пещеру! Если вам больше по вкусу хорошее купание, то имейте в виду, что пляж Миртос входит в горячую пятерку самых красивых греческих пляжей. Но и многие другие с ним вполне могут посоревноваться! На обед мы заехали в Асос. Тихая маленькая бухта с крепостью на заросшей соснами горе. В тавернах подают отличную рыбу. Это место мы и выбрали для традиционных соревнований на тузиках.

Погода провоцировала нас купаться и загорать. Утром следующего дня ветер совсем стих, хотя когда мы переходили с Закинтоса на Кефалонию из-за высоких волн даже отменили паромы! Теперь море было зеркально гладким, а небо синим. У Эдуарда на лодке экипаж восторгался: «Вот это я понимаю, - яхтинг!» Жаль, что ветра ну совсем не было, и в парусах не было никакого толка, и Эдуард спокойно готовил чахохбили. Зато гонки на моторе нам под конец пришлось устроить, – на подходе к Асосу мы заметили другую флотилию, которая похоже собиралась зайти туда же. Что ж, добавим оборотов. В бухте мы растянулись на якорях и встали плотом в центре, оставив конкурентам немногочисленные места у пирса. Хорошая погода и прозрачная вода подарили незабываемое купание с маской. Некоторым даже удалось погоняться за осьминогом в камнях у берега.

На следующий день хорошая погода сохранилась, поэтому было решено начать день с гонки на тузиках, игры в мяч, - дингобола, и фотографирования нашей флотилии с клотика. Кое-кого пришлось поднять на мачту с фотоаппаратом. И у нас оставался последний за это путешествие переход, - обратно на Лефкас.

Экипаж учебной лодки сообщил, что где-то здесь на нашем пути возможно находится клад. О его местоположении был передан стих, позже подоспели примерные координаты. Команда Виктора и Станиславы, едва перекусив жареным шпинатом с чесноком, отправилась на поиски сокровищ. Не прошло и получаса, как старинный сундук с серебряными чарками, браслетами, монетами и ожерельями из самоцветов уже был в руках поискового отряда.

Оставалось только зайти в марину и подвести итоги похода. Пока штаб подсчитывал очки, заработанные экипажами в гонках, состязаниях и конкурсах, капитаны сдавали яхты. Путешествие завершилось благополучно, все лодки вернулись в целости и сохранности. Правда, стоит отметить, что в серьезную ситуацию попала учебная яхта Саши Медведева. У нее неожиданно отвалилось перо руля. Ну представьте, что вы едете на машине, и неожиданно у вас изчезает руль, а заодно и педаль тормоза! Примерно с такой ситуацией пришлось разбираться студентам. Хорошо, что это произошло, когда поблизости была другая лодка, и Лев смог взять аварийную яхту на буксир и довести ее до ближайшей марины, где проблемой начали заниматься представители чартерной компании.

Может быть стоит дать пару советов участникам будущих экспедиций. Во-первых, не забывайте водительские права. У некоторых экипажей оказался дефицит водителей, и им пришлось отказаться от покатушек по островам. Во-вторых, портативные рации морского диапазона – это очень-очень полезная вещь на борту. Потратив сравнительно немного денег, вы сможете всегда быть в курсе происходящего во флотилии. Например, одна из наших лодок во время перехода с Закинтоса на Кефалонию не услышала команды об изменении курса и экипаж был вынужден коротать вечер в одиночестве в Поросе вместо Аргостоли.

Завершилось наше путешествие поезкой на машинах по не по-осеннему зеленому Лефкасу. А по дороге в Афины мы еще заехали в Дельфы. Здесь нужен целый день, чтобы побродить по раскопкам и посмотреть экспозицию музея. Но нас уже ждали дела дома. Зимой будем вспоминать эту добрую флотилию и готовиться к следующему походу. Только в Греции 2 тысчи островов, которых хватит надолго. Это как выезд на пикник – тепло, комфортно, вкусно. А есть и другие прекрасные акватории. Мир с борта яхты совсем не похож на пляжно-отельный, и хорошо, что его открывает все больше людей.