+7 (499) 409-409-0
Бербот Астронавигация
Оглавление: 
Яхтинг всей семьей. Записки от первого лица

Однажды, вновь позвонив в офис RAYS (кто из нас не стремился вернуться в Alma Mater), я услышал тронувшие меня слова Лены: "Наверное, вы немногие из тех, кто реализовал то, о чем мечтают многие слушатели яхтенной школы - ходить на яхте, не привязываясь к течению времени, месяцами, наслаждаясь морем, дивным разнообразием природы, культур, стран и людей, с экипажем, составляющим твой мир, твою семью!"  Видимо, это так. Очевидно, что это так. Это то, чего я хотел, погружаясь в яхтинг. 

Наш выбор Черногории, как места базовой стоянки не был случайным. Во-первых, это безвизовый въезд, что очень важно, особенно при нетерпящих отлагательства обстоятельствах. Во-вторых, это - люди. Чрезвычайно гостеприимны и приветливы, русские для многих - просто "братушки". В третьих, это практически равноудалённое расположение от таких привлекательных мест, как острова Хорватии, Греции, а также близость Италии (100 миль). В четвертых, неплохой сервис обслуживания яхт, в том числе подготовка лодки к выходу, а также относительно адекватная стоимость зимних стоянок. 
Страны, окружающие Черногорию, каждая по своему прекрасна, в глазах яхтсмена представляют собой совершенно разные "миры". 

Хорватия

Первое знакомство с Хорватией состоялось в Цавтате - ближайшее от Черногории место для оформления входа с не самым приветливым и достаточно дорогим его оформлением. Продолжение этой традиции наблюдалось на протяжении всего перехода вдоль хорватского побережья и островов до Истры, демонстрируя равнодушие местных жителей к тебе, но не к твоим деньгам (плата берется за все, в том числе и за стоянку на якоре). Марину стоимостью менее 100 евро найти сложно. Но, это легко компенсируется очарованием и многообразием хорватских островов, бисером тысячами разбросанными в Адриатике. Хорватия как будто создана для яхтинга: следуя от остова к острову, за которыми на переходе и в свежую погоду всегда можно укрыться от волн и насладиться парусом,  много достаточно защищенных бухт и марин, куда даже при резкой смене погоды можно сразу "нырнуть", и чудных городов венецианского очарования. Прекрасная кухня и вино. 

Сначала, тем не менее,  о некоторых предостережениях. Ветер в северной Долмации  и Истре может вести себя отвратительно. Если на Карибах 20-25 узлов во время ночных стоянок не вызывает особого опасения (пассаты, как правило, стабильны), то ветер вдоль побережья Хорватии "рваный", может за ночь менять направление не один раз или срываться на яхту сверху. В результате лодку на якоре может неприятно швырять, подвергая якорь динамическим ударам. Поэтому крепиться на ночь мы считали правильным всегда (независимо от вечерней тишины) с максимальным запасом выложенной цепи. Я также подвешивал последовательно (цугом, на 2м веревке к основному якорю) второй якорь, "вгрызаясь" в дно растяжкой цепи. А при неважном ночном прогнозе (когда лодку может вертеть вокруг якоря с угрозой соседям (и некоторые "ползали", переплетая ночью цепи), мы на ночь крепились "в растяжку" двумя швартовыми к берегу как в марине, которые однажды при сильном ливне и рвущем ветре пришлось завести на лебедки (поддерживая на них равномерность нагрузки), все время отслеживая положение якорной цепи, которая на двух якорях никогда не "плыла", сохраняя безопасное расстояние от берега. Фиксированное положение лодки, на мой взгляд, в этих случаях было важно обеспечить именно потому, что ветер (повторюсь) у островов Долмации часто непредсказуем по направлению и может менять его резко и часто. При фиксированном натяжении (без динамических рывков) и якорь ведет себя более стабильно.
Крайний случай - укрыться в марине, останавливаться в которых, длительно путешествуя, нам нравилось намного меньше, только для заправки водой (подзарядки аккумуляторов хватало от переносного бензогенератора или двигателя на ходу).
Если о приятном, то это, действительно, одно из красивейших мест в мире, виды которого мы впитывали одновременно с восторгом и с сожалением, что не со всеми могли этим сразу поделиться.

По маршрутам. Мы двигались из Черногории не спеша: Бар - Петровац - Будва- Бигова (чудная бухта с очень хорошим рестораном, хозяева которого стали нашими добрыми друзьями) - Котор - Герцег Нови) на север. Советую не делать длительных переходов, лучше больше посмотреть.
В Которе мы подобрали птенца. Практически обреченного, холодного,  неоперившегося, в окружении своры городских бродячих котов - легкая добыча. С тех пор он наш член экипажа. Необыкновенно большой клюв (как нам казалось) не позволял идентифицировать птицу, как мы не "гуглили". Склонялись к мысли о баклане, но назвали его просто Чижик. Кормили Чижика по рецепту из интернета, где нам предрекали скорую смерть птенца. Но, общими усилиями, насильно наполняя его зоб, выкормили. Через месяц сомнения исчезли - это голубь!

Первая хорватская гавань - Цавтат. Места для швартовки в таможенной зоне мало (на две лодки лагом, в высокий сезон швартовка кормой с отдачей якоря). Некоторые ночуют на якоре в бухте напротив, чтобы к 8 утра пришвартоваться в числе первых. Если так, то лучше ночевать в северной бухте города, там на якоре (глубина ~ 10 м) можно остановиться бесплатно. Цавтат - небольшой, но уютный город. Приятно погулять и отдохнуть в ресторане. Есть и своя картинная галерея, совмещенная с домом-музеем автора.

Следующий непременный пункт назначения - Дубровник. Остановиться здесь лучше, конечно, в марине. Существует два варианта, практически равных по цене (~ 120 евро для лодки 43 фута): комфортабельная марина в устье реки за мостом: ACI marina Dubrovnik (заправка, ресторан, бассейн, химчистка и пр.) и попроще, но в самом городе, в яхт-клубе ORSAN (ресторан тоже неплохой). В Дубровнике непременно надо посетить старый город.
С этого рубежа и дальше на северо-запад начинаются бесконечные острова. В путь!

Ближайший к Дубровнику остров, в бухту которого мы возвращаемся всегда, когда бываем в этих местах, это Sipan и бухта, соответственно, Sipanska Luka. Стоянка либо у городского причала, либо у буя семейного ресторана Kod Marka (всегда прекрасная кухня), либо просто на якоре. Глубина 5-10 м, дно якорь держит хорошо, даже в сильный ветер. В городке можно погулять, сходить к церкви.
Тем же, кто хотел бы немного пройтись под парусом, предлагается короткий, часовой переход на северо-запад к городу Ston. Крепкие ветра здесь дуют часто, удовольствие получите. При вхождении в бухту и далее в Стонский канал будьте осторожны, проход очень узкий, лодкам с осадкой более 2 м там делать нечего. Те, у кого менее 2 м, пройдут до самого города (швартовка в небольшой марине или на якоре), дно песчаное и, если его почувствуете - не беда, осторожно сползайте. Но, мудрые яхтсмены (в том числе лодки флотил RAYS) швартуются у легкого деревянного понтона семейного ресторана (морепродукты и рыба в изобилии) в местечке Kobas, что на западном берегу при входе в залив Стонского канала. До города Стон из Кобаша вас всякий отвезет на своей машине. В Стоне живет человек 500, не больше. Это средневековый город-музей, достойный вашего внимания. Со своей крепостной стеной, защищающей основную ценность этого места - соляные разработки.

Наш Чижик оперился, пролысины исчезли, стал бодрым и начал проявлять свой характер: его абсолютно не устраивало длительное нахождение в импровизированной клетке, которую мы смастерили из пластикового контейнера, он клевался, требуя свободы. Пределы его мира мы ограничили пространством кокпита, а в вечернее время - салоном яхты. Утром же, освобожденный сыном из клетки и перенесенный в каюту, он с потрясающей энергичностью карабкался по нашим еще не проснувшимся телам, оставляя отчетливые следы своих когтей. Это стало его повседневной "обязанностью". Так наш экипаж пополнился активным членом, ответственным за побудку капитана и общее настроение команды.

Наша следующая цель - Mljet, остров протяженностью в 20 миль. Но, на выходе из залива Стонского канала к Млету через Малые ворота (Mali vratnik) мимо острова Olipa оглянитесь вокруг - потрясающие виды, и, если погода позволяет, сделайте короткую якорную стоянку и искупайтесь. Ближайшие по ходу бухты на острове Млет с юго-востока: Blaca и Saplunara. Красивые и защищённые места стоянки. Стоянка в Саплунаре на якоре или на буе одного из ресторанов, очень симпатичный песчаный пляж. Но, в этот раз наш маршрут проходит вдоль северо-восточного побережья острова к бухте Prozurska luka. В этой бухте, как и во многих островных хорватских бухтах, естественной и весьма живописной защитой от волн служит небольшой остров, расположившийся напротив у входа. Стоянка либо на якоре, либо у ресторанного причала, где Вам предложат воду и электричество (как правило, за деньги). В полутора милях на запад от Прозуры, в бухте Собра есть скрытая от глаз заправка.
На северо-западной оконечности острова Млет две привлекательные бухты: Pomena и Polace. Нам больше приглянулась Luka Polace. Прошли глубоко в бухту. Прекрасное место для купания, прогулок по лесу. Если на тузике выбраться к береговой линии поселка, можно взять на прокат велосипеды и совершить лесную прогулку к Большому озеру. Там желающих катер доставит к церкви на острове и обратно. В магазинчиках поселка можно пополнить съестные запасы, в "пекаре" купить горячий хлеб. И не забудьте оливковое масло - с теплым хлебом лучшее лакомство! Мы везде у рыбаков покупали свежую рыбу, осьминогов (когда у самих с рыбалкой "не клеилось"). К адриатической рыбе ничего, кроме соли и оливкового масла, добавлять не требуется - под бокал вина во рту тает!

Ластово. К нему мы не просто подошли, мы подкрались. Боялись спугнуть эту тишину. Войдите в залив Mali Lago и попробуйте встать на якорь, не потревожив окрестности. Нам казалось, что эхо шума якорной цепи разбудило всех! Далее будете слышать только плескание рыбы в этой озерной глади.
В Ластово, переходя от бухты к бухте, можно счастливо провести несколько дней. Хорваты также знают цену этому острову - заповеднику и не замедлят появиться около Вашей лодки для взимания очередной платы. Исключением, может быть, является только якорная стоянка в бухте Заклопатица, надежно, как воротами, защищенной примыкающим островом. Ресторанчики "Сантор, "Тритон" и др. предложат Вам швартовку кормой к причалу и муринг, а также воду и электричество с оплатой или нет в зависимости от настроения владельца и количества гостей.
Заправиться топливом на Ластово можно, только подойдя с запада к городу Убли.

Переход к Корчуле. Наш Чижик все активнее и активнее машет крыльями. Это еще не полет, но стремительность порывов обнаруживает темпераментный характер птицы. Нам это добавляет некоторых хлопот по поддержанию чистоты на яхте, мы пытливо с салфетками в руках изыскиваем и ликвидируем последствия регулярного и щедрого кормления. Но, веселый смех сына компенсирует все!
Переход к Корчуле ознаменовался и уловом. Предательски неподвижный спиннинг изогнулся, запросив, наконец, помощи. Мы встретили тунца, как всегда, с рюмкой черногорской "лозы", и он затих. Испытанный со времен карибских переходов RAYS способ укрощения рыб: спиртное в жабры. Еще час выдержки и на Вашем столе прекрасное охлажденное сашими из филе тунца, есть и васаби, и соевый соус, и прочие специи, и, конечно, бокал холодного белого вина!
Решено идти к городу Корчула (западная оконечность остова). Подход к г. Корчула может быть выполнен по наиболее красивому маршруту через череду небольших островов, одиночных опасностей и канал Jezevica, который вновь вернет Вас к воспоминанием о RAYS, латеральных и кардинальных знаках.
Мы - любители купания и уединения, как всегда, выбираем якорную стоянку в соседней бухте Luka Korcula. Якорь отдавать стоит с учетом возможного подхода к городскому причалу неуклюжих экскурсионных кораблей. Из бухты всегда приятно прогуляться по уютным улочкам в центр города и его старую часть. Это одна из жемчужин островной Хорватии. Жители города считают его родиной Марко Поло, существует даже его пустынный дом с верхней террасой. И, конечно, великое множество тематических сувенирных магазинов. Советуем остановиться в одном из ресторанов, расположившихся под соснами на набережной вокруг полуострова старого города. Прекрасный вид на хорошо продуваемый Peljeski Kanal: летающие, как в аэродинамической трубе, серфингисты и парусники. Не откажите и себе в удовольствии пройтись лавировками бейдевиндом, управляя в одиночку!
Утомленные солнцем и морем, мы не стали совершать продолжительный переход и бросили якорь в 20 милях от Корчулы у небольшого острова Scedro в его маленькой, но уютной северной бухте Loviste. Спокойные прогулки по лесу вокруг острова, купание и тихий рыбный ресторан. На завтра в планах Хвар.
Не советуем идти непосредственно к городу Хвар. Городской причал плотно занят такси, экскурсионными и рыбацкими лодками, а сама гавань весьма небольшая и не очень чиста для якорной стоянки. Оптимальный выбор - стоянка на противоположном острове Sveti Klement либо в марине Palmizana, либо на якоре (что, естественно, выбираем мы) в смежной бухте с замечательным названием Vinogradisce, и бесплатно - невероятный случай для Хорватии. Чистейшее море лазурного цвета, стайки американок "topless" (не самый верный выбор места отдыха в окружении семейных яхт), изобилие потрясающих ресторанов и великолепная лесная прогулка по острову, дикие павлины на деревьях, легкий путь к марине, откуда регулярно отходят водные такси в город Хвар напротив.
Хвар - чудный город.
Узкие и крутые улочки и дома, украшенные цветами, кафе и ресторанчики, обильный рынок. Важно добраться до крепости над городом. Извилистая дорога на вершину к ней стала хорошим тренингом, но мы оказались в неплохой спортивной форме.

В этот раз мы прошли мимо острова Vis. Отложили на обратный путь. Северная одноименная гавань острова даст возможность заправиться топливом, водой и подзарядить аккумуляторы. Городок небольшой, но уютный. Прошлый раз здесь неожиданно встретили в ресторане одного из однокашников RAYS по турецкой практике bareboat. Было очень трогательно, давно не виделись. Стоянка достаточно плотная либо кормой к городской набережной (муринг), либо на якоре в бухте. Альтернативная ночевка (с учетом направления ветра) в Komiza, с юго-запада острова. И прекрасная "купалка" у небольших островов Budicovac на юго-востоке от острова Vis.

Далее на нашем пути Stari Grad Hvar - глубокая бухта с северо-запада острова. Стоит зайти. Платная стоянка на буйке. Южная сторона острова Brac пустынна и не привлекательна. А в старом рыбацком Хваре очень приятно погулять по городу. Вода чистая. Шли вдоль городского причала, осьминоги на песчаном мелководье между шлюпок плавают. Характерная, на мой взгляд, зарисовка: сидит у причала шлюпок рыбак лет 50-ти, перед ним таз полный нарезанных мелких кусков рыбы, которые он нанизывает на крючки перемета. Спрашиваю - могли бы Вы мне дать, molim vas, два-три кусочка для наживки в краболовку. Не дал. Переспросил его, думал, что не понял ответа. Нет, не дал. Вот хорват!

Idemo dalje через Splitska vrata к материку в марину города Трогир в Трогирском заливе. Место расположения марины превосходно, напротив старого города и кафедрального собора. Небольшой город, представляющий собой череду соборов, крепостей и пр. символов греко-римской эпох. Но, оставаться нам там было долго не суждено. Мы были вынуждены перейти (замена пульта управления автопилота, тахометра, холодильника, а также аккумуляторов) в марину Kastela - современная, но невыразительная марина одноименного залива рядом с большим трудовым городом Сплит. Но то, ради чего стоит посетить Сплит - это императорский дворец Диоклетиана. Вечерняя прогулка по дворцу, опера, постановка которой была там же, хаотично блуждающие по дворцу актеры, своими костюмами усиливающие образ времени Рима, оставили глубокое впечатление. Для любителей шумных тусовок к услугам набережная Сплита напротив императорского дворца. Уставшие, но счастливые и напитанные видами и духом большого города мы вернулись на яхту.

Хочется моря, светлого, теплого, ласкового. Добро пожаловать в залив Krknjasi на юго-востоке острова Drvenik Veliki. Ощущение счастья и гармонии. С погодой, конечно, повезло. Пролив между островом Drvenik и островами Krknjas не защищен, но в спокойную погоду лучшего места релаксации сложно выбрать. Глубины небольшие (5-6 м), белое песчаное дно неплохо держит якорь и окрашивает море светлой лазурью.
В этом раю и Чижик полетел, накручивает круги вокруг лодки. Возвращается, но поволноваться заставляет. Когда-то, наверное, улетит. Но, пока, как ребенок, погулял и домой.

Расслабились, не в настроении делать большой переход? В Хорватии в этом не только нет необходимости, но и пропустить можно многое. Наша следующая остановка в 12 милях на северо-запад в бухте городка Рогожница. На востоке от одноименного острова марина, но нам, как всегда, на якорь. Погода становится ветреной, решили пришвартоваться длинными концами к берегу. Два якоря цугом с максимальной выкладкой цепи - в Долмации такая предосторожность с ухудшающимся прогнозом не лишняя. Но, мы не оригинальны. Слева от нас тем же способом встала лодка с английским экипажем. Справа, с подветренной стороны заходит еще одна, тоже с британским флагом. На борту пожилая пара. Третий неудачный заход выкладки цепи, ветер серьезно усиливается, лодку англичан относит от берега. Вежливо предлагаю помощь с фиксацией концом к борту нашей лодки, чтобы предотвратить снос и дать возможность закрепиться к берегу. Но, слышу ответ: "I am expecting help from my wife!". Ну, что же, ОК. В результате, конечно, опыт английской школы взял верх и швартовка завершилась успешно.
Утром поспешили к импровизированному рыбному рынку с кораблей в порту Рогожницы. "Улов" удался, сегодня с прекрасным обедом. А затем снова в поход!

Без спешки и суеты. И всего в 5 милях Вас ждет открытие - чудо островного или полуостровного градостроения город Primosten. Сказочный город! Не промахнитесь.
Карнавал, вечерняя прогулка по городу и его вид с моря надолго останутся в Вашей памяти. Этот город - новый рубеж, с ним Вы вступаете в границы северной Долмации, жемчужина которой - водопады Крка, у Вас впереди. Они притягательны и мы не свободны от этих чар.
Путь к водопадам пролегает через Шибенский канал к устью реки Крка и далее по самой реке. Будьте внимательны с латеральными знаками! В город Шибеник мы решили зайти на обратном пути, сейчас же наша цель - местечко Шкрадин, где заканчивается судоходная часть реки (далее только экскурсионные кораблики неглубокой осадки либо велосипеды по необыкновенной красоты дороге вдоль реки). По пути в Шкрадин Вы можете сделать остановки у устричных ферм. Но, мы следуем дальше, влекомые все большей, и большей красотой нависающих береговых скал. Вода в реке меняется, становится прозрачно-зеленой. И, если Вас встречает эскорт белых лебедей, значит Вы прибыли к месту назначения. Швартуйтесь лучше к набережной Шкрадина, это сделает Вашу связь с этим тихим и уютным местом более тесной. С Вас возьмут 50 евро (включая воду и электричество, что для Хорватии очень щадяще). Неплохая альтернатива - стать на якоре напротив марины, это бесплатно и уединенно.

Мы выпустили полетать Чижика, накручивает круги! Стал совершенно самостоятельным, улетает надолго - не дозовешься. Каждый раз готовишь себя к мысли, что может не вернуться. Пауза затянулась, решили не ждать и идти к катерам к водопадам. Чижик, вернувшись, подождет нас на яхте.
Водопады!!! Удивительно глотать воздух, насыщенный водной пыльцой. Чтобы увидеть все каскады, нужно подняться далеко вверх. Не поленитесь, пройдите по большому кругу вверх по реке, эти красоты стоит сохранить в себе.
В финале - купание в пенном потоке, пугающе сносит. Забытое ощущение пресной воды. И удивительно чисто!
У причала катеров, обратно к марине, немалая очередь колеей. И странный шум и движение людей: все поднимают руки вверх, передавая что-то по эстафете. Боже, это наш Чижик! Удивляя всех своей смелостью, садится на головы, руки. У не было причин бояться людей. И по головам, к нам, в конец очереди. Нашел таки! За несколько километров от яхты, но нашёл нас! Ухаживая за ним, мы открыли для себя эту птицу, характер и верность голубя. Сашка (сын) в гордом восторге, клюв в клюв целуются!

Теперь самое время посвятить себя памятникам архитектуры средневековья и ренессанса. Шибеник представляет собой череду соборов, зданий, садов и крепостей, восходящих в гору. Посвятите этому городу свое время. И Вы вновь вернетесь сюда.
В заливе Св. Петра рядом с Шибеником неплохая марина Мандалина. Преимущественно чартерные лодки. Мы швартуемся к набережной города (муринг). Постоянный боковой ветер вдоль реки создает свои сложности швартовки, но, строгий внутренний голос Леши Панасенко, звучащий во мне в эти моменты, заставляет собраться и избежать проблем. Чудаков, тем не менее, вокруг хватает, особенно среди чартерников-немцев. Мы уже привыкли сторониться их в Хорватии, куда "понаехало их" после вступления страны в Евросоюз. Часто, либо отвязанно пьяные, либо просто чумные. Вот и в Шибенике, дама за штурвалом с зелеными волосами,  полным ходом кормой в набережную "бамс!", затем обратным рывком, утопив ручку газа, носом в соседнюю лодку - остановили как за узды. Друзья-соплеменники подтянули, пришвартовали.
А мы на свою лодку кранцев побольше из запасника. Вот почему мы предпочитаем якорные стоянки. Не люблю подобных "общежитий".

Глядя на карту Адриатики, понимаешь насколько бесконечен выбор вариантов дальнейших островных маршрутов. И насколько красива и неисчерпаема была объединенная Югославия. Мы решили продолжить движение на северо-запад к острову Zut. В большой бухте на севере острова есть два варианта ночевки: в марине в ее западной части или на якоре, но лучше отойдя в глубь на восток к заливу Sarucica. Спокойное место, зеленый остров, чистая вода для купания, тихие дома на берегу. А какой закат!

Национальный парк - залив острова Dugi Otok. Остров, действительно, длинный , скалистый, с редкими селениями на побережье. В том числе и наши охотники используют свои лицензии для охоты там на диких козлов и баранов. Но, южный залив острова чудесен: извилист, с густой зеленью на побережье, с внутренними живописными островками. Мы зашли в самую глубь, надежно, с отдачей якорей цугом закрепившись длинными кормовыми швартовыми с запада острова Burnji Skolj ("береженого Бог бережёт"). Ночью, уже ставший традиционным (чем севернее, тем сильнее) рвущий порывами ветер вынудил всех наших английских соседей, беспомощно ползущих на якоре,  покинуть места ночной стоянки.

Вернувшись и обогнув с юга остров Pasman идем по проливу в направлении города Задар.
На выходе из залива острова Dugi Otok очень узкий проход Proversa Mala, что между островами Dugi Otok и Katina. Растояние между латеральными буями чуть больше ширины яхты.
По пути к Задару, в Сукошане посмотрели марины: "Долмация" - одна из лучших на Адриатике марин, и, напротив, одноименная "Сукошан". Задар от Сукошана, откуда стартуют многочисленные чартеры, находится относительно недалеко, севернее через 5 миль. Это довольно крупный город с международным аэропортом, в котором, напротив городской марины (места в марине есть, как правило, всегда), на полуострове симпатичный "старый город". Из марины к старому городу подплыть лучше на тузике, чтобы не обходить пешком вокруг залив. Курсирует и вёсельный "шатл". Если избегать городской суеты, то лучше, все же, остановиться на соседнем острове, в марине местечка Preko, это напротив Задара - остров Ugljan. Заправки есть и в Задаре, и в Преко. Из Преко регулярно ходит паром в Задар (каждый час), можно погулять и вернуться в спокойный Preko. 
Острова Ugljan и Pasman длинные и загораживают короткий выход в море из Задара или из Сукошана. Но, идти между ними под мостом не советую (высота метров 16), конечно, с учетом высоты мачты. Если идти на север, то лучше вокруг острова Ugljan, например, к острову Molat (~ 20 миль), либо в местечко Vrulje (остановка на буй с оплатой порядка 150-200 кун, либо на якоре глубже в заливе), либо в Lyka Jazi (бухты разнонаправленные к ветру, на выбор по погоде) на якорь. Мы выбираем глубокий южный залив острова Молат, отдав якорь с севера островка Brguljski. Как часто водится в Хорватии, к нам с завидной поспешностью подъехал сборщик дани, объяснив, что стоянка как на буе, так и на якоре является платной. Бухта тихая, стоянка спокойная, купание замечательное. Место, безусловно, чудесное, но, поселочек ничем не примечательный.
Красивое место стоянки у острова Ist (южная бухта, якорная стоянка, буй, или швартовка к причалу). Поднимитесь на самый верх острова, вид от церкви на верху фантастический. Эту церковь Вы потом будете примечать со многих островов вокруг и с моря, издалека видна.

Ещё два чудесных места для купания и стоянок: межостровные проливы у островов Premuda (luka Krijal) и Ilovik (Sv. Petar). Стоянка на буе, берегут дно.

Далее можно направиться к острову Losinj (~25 миль). Советую остановиться в бухте Rovenska Luka. Можно пришвартоваться к городскому причалу у ресторана, но если купаться с лодки, лучше встать напротив на якоре. Чудное место. Важно посмотреть одновременно и этот поселок, и удивительно милый и уютный город Mali Losinj в пешей доступности. С вечера опять неслабый ветер. В этой бухте при северном ветре и волнах, заходящих в бухту у причала возникает неприятная ударяющаяся о него волна. Народ ночью кувыркался у себя в кокпите, как на качелях, оттягивая лодки подальше от причала на пределе длины швартовых. Мы, стоя на якоре, тоже не дремали: резко меняющийся порывами ветер гонял лодку вдоль бухты из стороны в сторону, резко дергая цепь (вспомните, как на практике RAYS предусмотрительно учат дополнительно фиксировать якорную цепь веревкой к носовой утке), но волны тревожили не так, как у причала.
Зашли в бухту Mali Losinj (стоянка только в марине или у городского причала), не впечатлило. Кто-то, возможно, со мной не согласиться, но не вижу повода туда возвращаться вновь.

Еще раз о ветре на севере Хорватии. К острову Pag без необходимости приближаться не советую: возможны сильнейшие порывы ветра Bora (с северо-востока) сверху с гор, ветер срывается лавинно, выстрелом ударяя в парус. Это худшее, что там может быть. Можно сломать лодку.

Между островами Losinj и Cres, если идти на север по проливу, существует канал, но он очень узкий и мелкий. Мост через канал между островами раздвижной и открывается два раза в сутки утром и вечером на короткое время. Будь внимательны. При подходе к мосту можно, конечно, переждать в марине или буе. Мне же показалось более разумным и даже экономным по времени обойти oстров Losinj с юга. Шли под парусом, замечательно! Но, при подходе к городу Osor с северной стороны двигатель завести не получилось. Так и подошли под парусом, отдали якорь скользящей цепью, сбросив шкоты на глубине 15 метров в заливе у города. С двигателем разобрались - засорился топливный фильтр, в отстое было много парафина, забившего все поры. Такое качественное топливо. Промывка фильтра, замена картриджа (всегда в запасе пара-тройка комплектов) и все в порядке.

 

Городок Osor очень романтичный, наполнен скульптурами.
И закат с нашего места стоянки фантастический, народ вечером на берег из города привалил смотреть.

"Купалка" там тоже превосходная. Надеюсь, и вам повезет с погодой. В этом заливе мы купили у рыбаков утром следующего дня потрясающую рыбу.

Далее у нас могли бы быть варианты: двинуться дальше на север в Истру в Пулу (переход 30 миль), или же идти вдоль этого же острова Cres в славный город и одноименную защищенную бухту (это ~ 18 миль). Выбрали город Cres.
В глубине залива города Cres марина, плотно заставленная чартерными лодками -участниками регаты. У городского причала преимущественно рыбацкие лодки. Встали у противоположного городу берега на якорь (как обычно, два якоря цугом и кормовые длинные швартовые к берегу). Бухта хорошо защищена, но прогноз в ночь неважный: гроза и усиление ветра до 24 узлов, в порывах до 32. На севере Хорватии этот ветер может быть неприятным. Тем не менее, пока тихо, прогулялись по городу - очень мило, симпатичный и уютный городок. Если любите рыбу и ее готовить (как мы), знайте - в каждом городе есть небольшие или большие рыбные рынки или магазинчики (рибарницы), либо рыбу можно купить у рыбаков. Для любителей ресторанов предложение широкое.
Везде на глаза попадался слоган: "No stress on Cres!".
Не оправдало это себя ночью. Спать не пришлось, все свистело, сверкало и рвало. Полная экипировка в "непромоканец". Лило как из ведра, хлестко из стороны в сторону. Береговые швартовые держали "в натяг" на лебедках, так меньше дергало якорную цепь. Благо, что лодку поставили в линию с прогнозным направлением ветра. Черногорские друзья потом рассказали, что в эту ночь в бухте Пулы некоторые лодки, стоявшие на якоре, были повреждены, переплетясь якорными цепями.
Пула - большой город с глубокой историей и красивой архитектурой.

Прекрасно сохранившийся римский Колизей, музеи, соборы, людный старый город. В бухте города большая марина, сервис, заправка, вода, электричество, смена газовых баллонов (что нам уже было необходимо). Мои предпочтения, тем не менее, были на стороне якорной стоянки, поэтому я выбрал красивейшую бухту Uvala Soline недалеко от города. В город легко доехать на такси, вызванном из берегового ресторана. В бухте нашей якорной стоянки (к удивлению бесплатной) мы провели несколько совершенно спокойных, солнечных дней.

Rovinj - наше финальное место движения яхтой на север Хорватии. Это как награда! Такой красоты и неожиданных градостроительных и архитектурных чудес мы еще не встречали. Город, на который можно смотреть бесконечно, как на море. И гулять, гулять...
Мы остановились в марине, решили расслабиться, постираться, привести в порядок яхту. Взяли машину напрокат и проехали по побережью Истры или Истрии практически до границы со Словенией. Все симпатично, но Ровинь - правильный, красивый финал нашего перехода на север островной Хорватии.

50 миль морем до Венеции. Но, это в следующий раз. Будет повод придти вновь!


P.S. Чижик улетел от нас на обратном пути в Корчуле. Нашел голубку, летал, летал с ней кругами и улетел. Мы читали, что белковая пища приводит к ускоренному половому созреванию птиц. Но, не вняли голосу разума, кормили до сыта.
Ну, и слава Богу! Остров в Адриатике - прекрасный выбор места жительства!