Яхтенная школа RAYS
Настольная карточная игра «НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ»
Просто о сложном. Обучение через игру
ВЕРЮ — НЕ ВЕРЮ (BELIVE ME)

Настольная карточная игра «НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ»

В ходе этой простой, увлекательной игры по мотивам карточной игры «верю-не верю» игроки не только запомнят необратимо и незаметно для себя названия, внешний вид и ночные характеристики навигационных знаков, но и повторят основные узлы или звуковые сигналы. И хотя хорошее знание игроком знаков навигации существенно упрощает ему жизнь, однако правила этой динамичной, непредсказуемой игры оставляют шансы на выигрыш и тем кому просто выпали неудачные карты и тем, кто еще не успел запомнить все знаки (и даже увидел эти картинки в первый раз в жизни). Перенося внимание игроков с усвоения учебного материала на психологические моменты эта игра дает беспроигрышный способ усвоить учебный материал легко, увлекательно и прочно
Вступление

Возраст игроков: авторы тестировали данную игру на игроках от 12 до 80 лет, но это не значит, что она решительно недоступна или неэффективна для игроков, чей возраст не попадает в указанный интервал
Количество игроков: Желательно не менее 3-х человек. Чем больше игроков тем веселее пройдет игра. Для надежного обучающего эффекта желательно, чтобы среди игроков был инструктор или хотя бы один опытный товарищ, который сможет выступить арбитром, не допуская неправильных ходов, корректируя неправильно произносимые названия знаков и проверяя правильность ответов и завязываемых узлов.
Цель игры: поскорее избавиться от всех карт, а избавившись от них, случайно не огрестись ими по-новой. Номинально, проигрывает тот у кого последним остались карты на руках. Однако можно сказать, что учитывая веселый, увлекательный характер игры в сочетании с ее обучающим эффектом проигравших точно не будет!
1. Состав колоды карт

Колода состоит из 48 карт с изображениями навигационных знаков и 16 специальных карт, которые вносят дополнительную интригу и сумятицу в ход игры. Про специальные карты мы поговорим позже.
Начнем с 48 изображений навигационных знаков. Как известно, важная информация в море дублируется используя цветовые схемы, геометрические формы и характеристики огней в ночное время. На 48 карт представлены 12 навигационных знаков по 4 карты на каждый:
  • Северный кардинальный знак
  • Восточный кардинальный знак
  • Южный кардинальный знак
  • Западный кардинальный знак
  • Левый латеральный знак IALA-A
  • Правый латеральный знак IALA-A
  • Левый латеральный знак IALA-B
  • Правый латеральный знак IALA-B
  • Знак одиночной опасности
  • Знак безопасной воды
  • Специальная желтая марка
  • Временный знак ограждения места аварии
В зависимости от времени суток или особенностей освещения или расстояния, знак может быть виден одним из четырех способов: Ночные характеристики огня, виден целиком, видна только верхняя фигура, видна только окраска. Всего получается 48 знаков
На примере северного кардинального знака (слева направо):
В ночное время виден как быстрый проблесковый огонь белого цвета. В контровом освещении окраска может не читаться, но видна верхняя фигура. При обычных условиях виден и цвет и фигура наверху. Верхняя фигура отсутствует (после шторма) или неразборчива по иным причинам
Другой пример — знак безопасной воды. В ночное время этому знаку может быть присвоена одна из двух характеристик: Морзе (А) (Точка тире) или изофазный белый огонь
Обратите внимание, что вид левых латеральных знаков одной зоны IALA и правых знаков противоположной зоны IALA как в море так и в наборе карт отличается только формой верхней фигуры (Треугольники для правых знаков и цилиндры для левых) Если мы видим ночной огонь латерального знака или днем верхняя фигура латерального знака по каким либо причинам не читается, то мы не можем с уверенностью сказать,что перед нами — левый знак IALA A или правый IALA B, правый знак IALA A или левый IALA B
2. Подготовка к игре, раздача карт, первый ход.

  • Игроки располагаются за столом таким образом, чтобы все могли дотянуться до центра стола и глядеть в свои карты не показывая их остальным участникам. Каждый участник держит под рукой (или накидывает на шею отрезок шнура, готового к срочному завязыванию узла на скорость)
  • Игрок, наиболее склонный к карточным играм (или к шулерским трюкам), тусует колоду и раздает по часовой стрелке по одной карте начиная с игрока, сидящего слева от него, пока вся колода не будет роздана. Карты раздаются рубашкой вверх, так чтобы никто из игроков не видел чужих карт. Игроки могут взять свои карты в руки после того как вся колода была роздана
  • Первым ходит игрок, который раньше других рассмотрел изучил свои карты и сообразил с чего будет правильно сходить
3. Ход

В качестве хода игрок может положить на стол любое количество карт громко и четко озвучив, какой знак навигации изображен на этих картах. Не прибегая к специальным картам, следующий игрок (по часовой стрелке) имеет только две возможности:
Проявить свое доверие предшествующему игроку и положить сверху одну или несколько карт с этим же знаком
Либо сказать «НЕ ВЕРЮ» и тогда открыть одну из карт (на свой выбор) из карт которыми ходил предыдущий игрок.
В случае если игрок поймал предыдущего игрока на обмане и открытая карта оказалась не той, что была названа, то всю стопку карт забирает пойманный на обмане игрок, а ходит соответственно герой, вскрывший обман. Если же при проверке была открыта карта, соответствующая заявленному навигационному знаку, то всю стопку забирает игрок, оскорбивший необоснованным недоверием предшествующего игрока, а ход переходит к следующему за ним игроку.

3.1. Левый латеральный знак или левый латеральный знак IALA A (IALA B)
С этими латеральными знаками постоянная путаница. Игрок начинающий кон может заказать либо «левый латеральный знак» без уточнения зоны IALA либо «левый латеральный знак зона IALA A (или B)» Какая разница? В колоде есть 12 карт которые могут быть выданы за «левые знаки» и всего 6 карт с изображениями попадающими под название «левый знак IALA A» . Такая же ситуация и с правыми знаками. Игрок начинающий кон, сам решает ка ему удобнее играть, указывая специфическую зону IALA или опуская ее. Это делает игру интереснее и разнообразнее, а подсчет вариантов для привычных к картишкам шулеров более сложным и запутанным.
4. Страсти накаляются

Проявив доверие к предшествующему игроку, игрок автоматически обязан положить сверху одну или несколько карт с со знаком, который был назван предыдущим игроком. Теперь следующий игрок окажется перед дилеммой — поверить или проверить своего предшественника, открыв наугад одну из карт которыми тот походил. Но кто знает, может быть именно игрок, сидящий перед вами и вправду положил то, что сказал. Проверить вы можете одну из карт которые положил он, а не любую из всей стопки из 20-30 карт, накопившейся за 2-3 круга, когда все игроки по очереди не моргнув глазом добавляют по 2-3 знака одиночной опасности например. Мы то знаем, что в колоде их всего 4. Но как узнать, кто врет а кто и когда вправду кладет то, что было озвучено. Всю стопку заберет либо тот, кто неудачно проверит предшественника, либо тот кто на конкурсе врунов занял бы последнее место, поскольку убедительно врать пока не научился

5. Полный комплект

В любой момент игры, любой участник, имеющий на руках полный набор (4 штуки) карт с одним и тем же навигационным знаком, может попросить сделать паузу чтобы сбросить их (4 штуки) в открытую в отбой. Задача инструктора (наиболее опытного игрока) при этом, чтобы все четыре карты комплекта действительно соответствовали одному из 12 знаков, указанных в п.1 (Состав колоды)

6.1. Рыбак

Если игрок открыто положил данную карту на центр стола, все остальные игроки должны быстро сообразить и прихлопнуть эту карту ладонью. Тот кто сообразил последним и соответственно, чья ладонь окажется сверху остальных, забирает всю накопившуюся стопку «левых латеральных знаков» (ну или «северных кардинальных» в зависимости, что было названо). Сама специальная карта (рыбак) при этом играет только один раз, поэтому откидывается в отбой.
Если вы кладете эту карту в открытую, вам не следует хлопать по ней ладонью на перегонки с остальными игроками!
6.2. "Инструктор на борту"

Где бы вы не встретили яхту, идущую с парусами на моторе, можете быть уверены, что черный конус на носу команда выставила не от хорошей жизни. Скорее всего их заставил инструктор, который как назло оказался на борту. Отсюда и название этой карты.
Если игрок положил эту карту в открытую на центр стола, то все игроки начиная со следующего за игроком, положившим данную карту открывают по очереди по одной карте из стопки и называют знаки на них изображенные. Если один из игроков ошибся, он забирает всю накопившуюся на кону стопку за исключением самой карты «инструктор на борту». Если никто не ошибся и все карты из стопки были названы правильно — они все уходят в отбой.
Если кто перепутал данную карту с рыбаком и прихлопнул ее сгоряча — то он забирает все кроме специальной карты, которая уходит в отбой.
Само собой разумеется, что все подсказки и шпоргалки на время розыгрыша карты «инструктор на борту» должны быть закрыты
6.3. Пустые карты
В комплекте имеются пустые восемь карт, которые можно использовать для различных видов активности, связанной с обучением. Для их разметки можно использовать фантазию и перманентный маркер. Ниже приведен один из возможных вариантов, неплохо себя зарекомендовавший:
4 карты с названиями узлов: Булинь, Прямой, Брамшкотовый, Встречная восьмерка .
Стопку карт на кону забирает последний завязавший нужный узел
4 карты со звуковыми сигналами записанными точками-тире:
Меняю свой курс вправо, меняю свой курс влево, мои движители включены на задний ход, запрос на обгон справа, запрос на обгон слева, положительный ответ, отрицательный ответ, судно имеющее ход относительно воды, судно не имеющее хода относительно воды, вы движетесь к опасности, судно в специальных обстоятельствах, последнее судно в буксире, сос
На каждой из 4 звуковых карт перечислены по 3-5 сигналов из вышеприведенных, которые игроки, начиная со следующего за применившим звуковую карту по очереди объясняют. Если один из игроков ошибся, он забирает всю стопку за исключением самой звуковой карты которая уходит в отбой. Если все объяснили правильно, то стопка остается на столе а продолжает этот же кон игрок, следующий за тем который объяснял последний звуковой сигнал. То есть если по заверениям игроков на кону лежит 15 специальных желтых марок, игрок, к которому перешел черед после розыгрыша звуковой карты должен либо проверить последнего, положившего «желтую марку» либо самому положить еще одну или несколько.

6.4. Розыгрыш специальных карт в закрытую
Любой игрок вместо того чтобы в открытую сыграть специальную карту может подложить ее под видом заявленного на кону знака. Тогда она может быть неожиданно открыта при проверке следующим игроком либо при открытии очередной карты из стопки по знаку «инструктор на борту». В обоих случаях если сыгранная кем то взакрытую специальная карта вскрывается она срабатывает в момент открытия. Если это рыбак, все игроки должны накрыть ее ладонью (положивший рыбака взакрытую игрок тоже участвует в этом испытании) . Если это инструктор на борту — начинают объяснять по очереди карты из стопки, если узел — вяжут наперегонки названый узел, если звуковой сигнал — начинают объяснять звуковые сигналы с карты по-очереди. В любом случае, вскрытая специальная карта уходит в отбой.

7. И снова здравствуйте!

Игрок, избавившийся от карт наблюдает за продолжающейся игрой с любопытством и бдительностью, поскольку он продолжает принимать участие в розыгрыше всех служебных карт: он прихлопывает рыбаков вместе со всеми, вяжет узлы, объясняет звуковые сигналы и изображенные навигационные знаки. Одно неосторожное движение… и снова здравствуйте — игрок забирает стопку карт с кона и снова оказывается в игре!

Приятной игры долгими турецкими вечерами!