+7 (499) 409-409-0
Штормование у берегов и в открытом море Выбор яхты для круизинга
Оглавление: 
В буре лишь крепче руки?

Так штиль или буря?

«...В буре лишь крепче руки..»
Макаревич

«Только очень крепкие и штормовые ветры делают плавание под парусом опасным предприятием. Они привносят элемент риска, который отличает развлечение от спорта. Штормы редко доставляют нам приятные ощущения — если не считать некоторого возбуждения в начале шторма и радости после его окончания. Между двумя этими событиями время бывает наполнено тревогой и усталостью, но, нравится нам это или нет, штормовая погода периодически выпадает на долю каждого яхтсмена....»
К. А. Колс. Под парусом в шторм

«- Что должен делать опытный капитан во время шторма?
- Пить пиво… пить пиво в баре!»
Из подслушанного диалога



Трудно переоценить сколь часто и насколько сильно фразы из популярных некогда шлягеров застряли в головах отечественных яхтсменов, деформируя их сознание и искажая восприятие реальности происходящего.
Одним из расхожих клише среди яхтсменов стало превратное отношение к штилю и буре. Очень часто новички выражают иррациональное желание оказаться в гуще
бушующей стихии дабы проверить себя и помериться силами с океаном (или морем). При этом так часто экипажи яхт стремительно начинают впадать в тревогу и уныние ввиду слегка затянувшегося дневного безветрия

Штиль.
Можно уверенно сказать что существенная часть парусных экспедиций действительно погибла в штилевых широтах. Только отнюдь не потому что они «свихнулись со скуки». Парусные корабли прошлого могли полагаться только на свои паруса, поэтому пересечь конские широты или экваториальный штилевой пояс с неустойчивыми хаотичными ветрами удавалось далеко не каждому судно. Нехватка продовольствия и воды делали свое дело.
Очевидно, что экипаж современной чартерной яхты находится в совершенно других условиях:
Механический двигатель и запас топлива
позволяют благополучно пройти недельный маршрут, при желании и вовсе не открывая парусов. Так в чем же проблема, в чем причина страданий? Так много чем можно заняться безветренным погожим днем: купание, якорная стоянка в живописной бухте, вечернее барбекю на пустынном пляже… Выключите магнитофон! Включите фантазию

Шторм.
Опытные моряки как могут избегают этого тяжелого экспириенса, чего не всегда скажешь о начинающих.
Увы, опыт показывает, что у новичков эйфория первых минут сменяется истерикой первых часов а затем болезненной тошнотой, бессилием, отупением и усталостью следующих дней шторма. Любая ошибка экипажа, любая поломка матчасти, любая нештатная ситуация могут перевести ваш случай из разряда «немножко экстрима» в разряд «биг трабл» и далее в разряд трагедии. При этом сама вероятность ошибки и поломки стремительно возрастает с ухудшением погодных условий. Конечно, любую ситуацию можно довести до безвыходной, но уж лучше на берегу лишний раз пожалеть, что ты не в море, чем однажды пожалеть в море что ты не на берегу!
В отличие от мореплавателей прошлого у современных яхтсменов есть возможность получить предельно точный и подробный прогноз погоды хотя бы на ближайшую пару дней.
Так что применительно к яхтингу как к стилю жизни или отдыху под парусом, можно сказать однозначно, что за всяким попаданием в шторм кроется грубая навигационная ошибка капитана.

Ощущение шторма всегда субъективно. Новички, как правило склонны завышать в рассказах масштабы пережитого стихийного бедствия. Для стандартной чартерной яхты штормовыми условиями можно назвать постоянный ветер скоростью 25-30 узлов с регулярными порывами до 40. То есть это те условия в которых чартерной яхте крайне небезопасно находиться в море. Очень подробный разбор большого количества случаев штормования дает в своей книге «Под парусом в шторм» К.А. Колс ниже приводится еще одна цитата из предисловия к этому труду:



Впечатление о силе ветра очень субъективно — в частности, оно зависит от опыта наблюдателя и условий наблюдения. Например, с 4-тонной яхты плохая погода и сильное волнение кажутся более суровыми, чем с крупной яхты. Для мужа и жены, путешествующих вдвоем, шторм будет внушительнее, чем для опытного экипажа океанской гоночной яхты из пяти-шести человек, не говоря уже о том, что малочисленный экипаж устанет гораздо быстрее. И, наконец, на восприятие влияют конкретные погодные условия. Если ветер достигает 6—8 баллов, но погода ясная и солнечная, то силу ветра часто недооценивают, особенно если яхта идет по ветру. если же шторм только начинается, льет дождь, видимость плохая и по пасмурному небу несутся разорванные облака, то ветер покажется сильнее, особенно если экипаж устал или страдает морской болезнью, или если яхтой тяжело управлять, на палубе в беспорядке разбросаны концы, а внизу — гора немытой посуды и сорванные с места предметы.

Даже опытные капитаны допускают ошибки, потому что невозможно точно оценить силу ветра на глаз. Исходя из своего опыта, капитан по количеству парусов, которое способно нести судно, может оценить ветер в 5, 6 и даже 7баллов. Но ветер силой 8 баллов и больше встречается так редко, что капитану, наверное, придется основательно порыться в памяти, прежде чем он вспомнит что-нибудь подобное. Скажем откровенно, категорические заявления о сильных ветрах — предположения, не более, если они не подтверждены данными метеорологической службы или показаниями анемометра на топе мачты с соответствующим переводом вымпельного ветра в истинный.

Многие штормы, описанные в книге, в свое время попали в заголовки газет, однако читатель, ожидающий встретить впечатляющие картины, возможно, будет разочарован.

Яхтсмены и авторы статей о парусном спорте часто преувеличивают силу ветра, так как порывы производят на них большее впечатление, чем затишья. поскольку давление ветра пропорционально квадрату его скорости, кратковременный порыв ветра с усилением от 10 до 40 узлов не может остаться незамеченным, так как при этом кренящий момент увеличится в 16 раз. Поэтому естественно, что яхтсмен обращает основное внимание на порывы ветра и шквалы. Ведь именно они создают опасный крен, и именно их должны выдерживать паруса и мачты. Порыв ветра в 64 узла может снести мачту или положить яхту на борт за какие-то секунды. Ветер средней силой 6 баллов с яростными порывами и шквалами намного опаснее для яхт и малых судов, чем относительно устойчивый ветер силой 7 баллов.

Порывы и шквалы создают более опасное волнение, чем устойчивые ветры штормовой силы; часто они вызывают неправильные волны, особенно когда при прохождении фронта меняется направление ветра. Поэтому для описания штормовой погоды правильно употребить слова “штормовой ветер с порывами до 50 узлов” и неправильно —“штормовой ветер силой 10 баллов”, потому что по шкале Бофорта оценивается средняя, а не максимальная сила. При 10-балльном шторме порывы ветра могут достигнуть 64 узлов, т. е. ураганной силы, в случае если они продолжительны.

Алан Уотс в книге “Ветер и парусные суда” предлагает в качестве более точной оценки силы ветра на яхте использовать “средний яхтенный ветер”, который определяется осреднением силы ветра, взятой по шкале Бофорта, и средней скорости порывов ветра. По мнению Уотса, из-за относительно небольшого размера яхт “шторм для яхтсмена” — это ветер средней скоростью 25—30 узлов с постоянными (т. е. повторяющимися каждые несколько минут) порывами до 40 узлов.