Оглавление:
|
Дорогой французских маяков, часть 2. |
|
Выходим из Ла Рошели и сразу берем курс на юго-запад: мы решили сделать небольшой крюк и своими глазами посмотреть на легендарный форт Бояр. Он находится между большим островом Д'Олерон ( Ile d'Oleron) и маленьким Д' Э ( Ile d'Aix). По суше - около 90 километров, а морем - гораздо ближе. Дует утренний бриз, так что есть надежда, что часа через два будем на месте. Идея воздвигнуть форт на песчаной банке Баяр для защиты крупнейшего арсенала Франции в Рошфоре возникла еще в XVIIвеке. Однако, главный фортификатор страны Вобан ответил королю Людовику XIV смело ,но честно: »Сир, легче желать невозможного, например заполучить Луну с неба со всеми ее кратерами, чем что-то построить на этом месте!» Тем не менее, проект форта подготовили. Спустя два столетия к этой идее вернулся Наполеон – уж больно он опасался флота Ее Величества, да и воспоминания о блокаде Бреста были еще так свежи в его памяти. Работы начались, но укрепление так и не построили – все еще не позволяли технические возможности того времени. Император мог увидеть банку Баяр «своими глазами: в изгнание его отправляли именно с острова Д’ Э… И только в 1859 году , при Наполеоне III, крепость в море надежно прикрыла побережье и арсенал в Рошфоре. А вот и он! Сколько раз уж приходилось видеть это сооружение посреди моря на фото и на экране. В фильме «Искатели приключений» форт покупает безработный механик (Лино Вентура), который нашел с другом летчиком ( Алан Делон) , таким же безработным как и он сам сокровище на дне моря у берегов Африки. Делает это он в память погибшей девушки Летиции, в которую оба были влюблены. Там, в форте, погибнет в перестрелке с бывшими парашютистами Иностранного Легиона, ставшими бандитами, единственный друг - красавец Алан Делон… Одиночество в обмен на богатство. «Здесь будет ресторан и вертолетная площадка! Помнишь, она хотела, чтобы вокруг ее дома шумело море …»- говорит механик, ошеломив друга своей неожиданной покупкой. Именно эта романтическая сцена и дала автору идею телевизионной игры… построенной на алчности: рискнуть, без страха наказания и получить солидный денежный приз. И «прославится» на телеэкране, пусть и ненадолго. Точный расчет на вкус потребителя. Сколько раз потом форт появлялся на экране во время телевизионной игры «Форт Бояр»… Он стал не менее известен, чем башня Эйфеля. Интересно, что старый форт в 1962 году действительно купил один человек. Не механик и не безработный кладоискатель, а преуспевающий бельгийский зубной врач всего за 28 000 франков. На реставрацию у него уже не хватило ни средств, ни времени. Он был счастлив перепродать его в 1988 году Жаку Антуану – продюсеру телевизионной игры , но уже за полтора миллиона. Новый хозяин немедленно уступил крепость за символический один франк Генеральному Совету Приморской Шаранты. Местная администрации произвела дорогостоящую реставрацию объекта. А реставрировать в этой трехдечной батарее, напоминающей броненосец, было что Некогда она и вмещала гарнизон в 250 солдат с запасом провианта на два месяца «автономного плавания», но последние восемьдесят лет в ней обитали только чайки. Говорят, что если за всю свою историю пушки в крепости ни разу не выстрелили, значит она выполнила свое предназначение – именно так и случилось с фортом Бояр: его орудия ни разу не заговорили. Обходим вокруг форта. Внутри – никого… все те же чайки. Странное ощущение – он мне так хорошо знаком, хотя я здесь впервые. Полное «де жа вю». Судьба этого форта напоминает чем – то историю Замка Иф в бухте Марселя, где томился придуманный Монте Кристо и настоящие политические противники Власти: в семидесятые годы XIX века во время Франко-Прусской войны форт Бояр превратили в тюрьму для пленных пруссаков. Их сменили участники Парижской Коммуны- те, кого перепуганные насмерть буржуа не успели поставить к стенке кладбище на Пер Лашез. Как странно меняется со временем человеческое восприятие: грозный форт, где служба – «не сахар». Мрачный острог, откуда выходят с пушечным ядром у ног на корм рыбам, или в кандалах на каторгу в губительную Гаяну. А теперь вот - едва ли не самое «романтичное» место во всей Западной Франции.. Такое может быть только в легкомысленной и «забывчивой» Франции: при всем старании туристического бизнеса, наша Соловецкая крепость никогда не станет местом для романтических прогулок под клекот чаек… До острова Бель Иль ( «Красивый остров») решаем идти коротким путем и без остановок, то есть в открытом море,. Провизии, пресной воды и горючего нам хватит еще не на один такой переход: наш капитан запаслив как хороший боцман. И всегда готов к «форс мажору». А в этих водах могут быть любые приключения.
Из дневника яхтенного капитана Алексея Панасенко «Мои надежды найти английскую литературу во Франции рухнули с первого дня. Французский язык- не турецкий, так чего же я понимаю турков лучше чем французов? К моим познаниям о приливах добавилась еще одна система счисления приливов. Английская, Американская теперь еще и французская. По сути, она мало отличается от английской. Однако, на мой взгляд, у нее более запутанная система сокращений. Это делает использование их « Блок Марине» гораздо менее комфортным, чем «Наутикаль Альманах». Французские карты так же часто вызывали у меня смущение отличием некоторых обозначений от общепринятых. Чтобы догадаться о значении аббревиатур, нужно быть чуть пофамильярнее с языком, чем я. Например, белые сектора маяков на карте обозначаются ядовито желтым цветом. Ну и так далее… К этому нужно привыкнуть и приноровиться. Ко всему прочему я с удивлением обнаружил полное отсутствие прогнозов погоды на английском языке ! Пару раз звучит « пан-пан»: человек за бортом. Все опять только по-французски. Ну, и чего же они ждут от нас ? Как мы кинемся их спасать? » Из включенной рации несется: «Секюрите. Секюрите. Секюрите. Ол стэйшинс! Ол стайшинс! Ол стэйшинс!». А затем тирада по-французски. Понятно, с кем-то на море случилась беда. Но какая? Если не знать французского, то такой «англоязычной» яхте как наша, нам ни за что не попасть в разряд «Ол стейшинс»: если капитан не знает французский, то не сообразит на какой канал ему переключить станцию, чтобы принять координаты бедствия и поспешить на помощь. К тому же, во французских числительных типа «четыре раза по двадцать», то есть «восемьдесят», любой может запутаться, даже при минимальных радиопомехах. Но это - «милая Франция»! И все ее милые причуды приходится терпеть … если уж кому-то очень захотелось походить в ее водах. В этих водах без французского языка никак не обойтись. К счастью, у нас на борту есть чистопородный француз Давид. Для простоты, его все называют на английский манер - «Дэйв». Дэйв Давидович для нас спасение: он и лоцман, и толмач и гид. Даже знание языка не спасет от ошибок, вызванных упорным стремлением французов к тому, чтобы в их территориальных водах все было правильно, то есть по французски. Уж не знаю, как страдают иностранные яхтсмены, рискнувшие зайти к нам на Балтику или в Северные моря, от нашей «русификации» , но нам было совсем не просто во французских морях. Дэйв щелкает переключателем рации: наконец, мы тоже попадаем в разряд «ол стэйшинс». Переводит сообщение капитану. Также происходит с прогнозом погоды – во Франции его сообщают яхтсменам только по-французски. Дэйв переводит нашему капитану прогноз погоды с французского на английский. Затем капитан переводит его с английского на русский – для всех, кому интересно знать погоду на завтра. Д ля того чтобы ходить в море за границей нужно не только уметь управлять лодкой, но и бегло говорить хотя бы по – английски. Море- не ресторан для туристов. Пальцем в меню с картинкой не ткнешь… Твоя немота в эфире здесь может плохо кончится для всех. На траверзе – Сабль Д’Олон. Скоро поменяем курс и пойдем мористее – точно на бретонский остров Бель Иль. Дэйв машет в сторону берега и смеется «Vendee Globe!». Это понятно всякому яхтсмену – кто не знает кругосветную регату одиночек, которую часто называют «гонкой самоубийц». Один раз в два года в этот тихий рыбацкий порт съезжаются тысячи болельщиков – проводить в плавание яхтсменов. Сегодня порт уже едва вмещает всех желающих сразиться в одиночку с океаном – тридцать лодок это предел. Правда, возвращается меньше половины… Беру с разрешения капитана с его штурманского столика бинокль: в окулярах виден только длинный песочный пляж. Лезу в «Блок Маран»( так она правильно называется французская лоция ). Ага, понятно. Порт соединяется с морем узким каналом , по которому ,по традиции, во время старта Vendee Globe рыбацкие «шалутье» провожают гоночные яхты на открытый рейд. Передаю бинокль Дэйву. Он что –то долго высматривает на берегу… а потом мы начинаем обсуждать перипетии последней гонки. С удивлением узнаю от Дэйва, что большинство ее британских участников давно перебрались из Англии сюда - на Атлантическом побережье Франции. Здесь лучше условия для тренировок, да и кухня, сами понимаете, не сравнима с английскими пудингам … Похоже, Vendee Globe – продолжение старого спора между англичанами и французами о том, кто же из них увереннее себя чувствует в морях. Правда, сегодня уже никто не спорит о том, кто должен властвовать над ними: изменившийся мир примирил давних конкурентов. Остался только спорт. Увы, без российского участия. продолжение следует Василий Журавлев |