
Первое с чего нужно начать свой путь в море - это с осознания опасности и рисков, и принятия персональной ответственности за жизнь и здоровье людей, которые идут с вами, свою ответственность за сохранность яхты. Море не всегда бывает спокойным и ласковым, и находясь вдали от помощи вам самим придется принимать решения и разбираться с всевозможными проблемами- от поломки двигателя или системы канализации до выпавшего за борт пассажира или посадки на мель. Сразу готовьтесь к тому что пока ваши гости будут пить мартини и мазать подруг солнцезащитными кремами вы будете корпеть над картой, уворачиваться от встречных кораблей, дергать веревки и устранять множество мелких неисправностей!
Если мы готовы идти дальше - нам предстоит учиться, учиться и еще раз учиться!
На что нужно обратить внимание выбирая яхтенную школу:
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И СЕРТИФИКАТЫ
Очевидно, что никто не даст вам в аренду яхту если у вас нет прав на управление яхтой, сертификатов международного образца, диплома яхтенного капитана... Начав поиск школы вы наверняка уже столкнулись с проблемой "какой диплом лучше". IYT, RYA, ISSA, ICC... Столько аббревиатур - голова кругом идет! О легитимности и распознаваемости различных документов можно подробнее почитать в разделе "IYT или RYA". Рассуждения о том чьи права более настоящие легитимные и распознаваемые зачастую отвлекают от более важных вещей - "а как учит данная конкретная школа? буду ли я чувствовать себя уверенно в море после этой учебы?"
Задумайтесь, хотели бы вы учиться в парусной школе только потому что единственным ее преимуществом является то что она выдает сертификаты IYT? Или сертификаты RYA? И никаких иных заслуг...
Что бы выйти в море от вас потребуются сертификаты, чтобы вернуться - нужны знания!
В любом случае, опасайтесь тех кто твердо обещает получение сертификата по окончанию названного курса. В ваших интересах иметь наиболее объективную и строгую оценку своей готовности к выходу в море. Увы, не у всех получается сразу. Возможно, есть те кому вообще не нужно идти в море. И лучше узнать об этом от инструктора на берегу нежели проверять в открытом море на своей и своих гостей шкуре! И все же надеемся что у вас все получится!
ИНСТРУКТОРЫ
Иногда вчерашний выпускник яхтенной школы может научить лучше любого маститого мэтра яхтинга. Однако в числе ведущих преподавателей школы должно быть достаточно высоко-лицензированных инструкторов которые выстраивают учебный процесс школы и курируют работу стажеров- инструкторов. Если вы собираетесь посвятить свой досуг спорту - эпитеты "мастер спорта по парусному спорту и многократный призер всяческих регат" - могут быть хорошей рекомендацией для инструктора. Если в планах ходить в круизные плавания с друзьями или семьей - лучше если это будет "яхтмастер офшор (оушен) IYT или RYA". Логично что бы руководитель яхтенной школы преподающей в системе IYT был не по-наслышке знаком с учебными программами, так же как и руководитель центра RYA на собственной шкуре испытал эффективность обучения в своей системе.
Инструктора яхтенной школы RAYS
ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ
Преподавание на родном языке всегда предпочтительно. Однако, помните, что международным языком общения в море признан английский. Увы, Отечественная школа зачастую изобилует тяжеловесными старо-голландскими жаргонизмами. Если в школьных материалах не используется более современная и простая английская терминология - это в дальнейшем не будет способствовать вашей адаптации в международных водах.
ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ
Ни одна школа не может сделать из новичка морского волка за пару недель! Опасайтесь тех кто обещает сделать из вас яхтенного капитана за 7 дней! За две недели едва-едва можно подготовить человека к первому осторожному самостоятельному шажку и то в условиях хорошей погоды, в знакомой акватории...
Вообще, время необходимое на обучение зависит от вашего опыта. Может вы занимались парусным спортом с детства или ходили в дальние походы на ялах - это один случай. А если вы видели море только во время отдыха в Крыму - совершенно другая история! Если яхтенную школу не интересует ваш опыт и вам обещают успешное обучение за пять дней- бегите оттуда!
ЦЕНА ОБУЧЕНИЯ
Важный фактор, влияющий на качество обучения - количество студентов в группах. Больше студентов на борту - меньше цену готова назвать школа. И соответственно меньше внимания инструктора, меньше подходов на отработке упражнений, меньше эффективность учебы.
Соотношение студентов на инструктора не должно превышать 10 человек в классе и 5 человек на учебной яхте, а нормальные курсы не могут стоить 500-600 евро.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Вечернее обучение (2-3 часа пару раз в неделю)
Преимущества: Таким способом можно учиться долго и счастливо. Вы достаточно регулярно встречаетесь с товарищами по учебе и интересными морскими людьми.
Недостатки: Таким образом можно учиться долго и счастливо. Если ваша цель не учиться а научиться - это не самый эффективный путь. На фоне своих повседневных проблем к началу следующего занятия вы успели уже позабыть о чем было предыдущее. К тому же вспомните о пробках на дорогах. Подумайте о неминуемых пропусках в связи с командировками, делами и отпусками...
Заочное обучение (методичка по почте + переписка по скайп)
Преимущества: Учиться можно не выходя из офиса или дома. Гибкий график учебы. Идеальный способ учебы если вы планируете управлять своим судном по интернету!
Недостатки: Отсутствие живого общения с товарищами по учебе и преподавателями. Для эффективной реализации этот способ требует от студента высокого уровня самоорганизации и дисциплины, а от школы - очень очень хороших методических материалов и постоянной качественной работы инструктора. Такая учеба в хорошем исполнении не может стоить значимо дешевле чем очное обучение. Наличие на рынке бросовых предложений свидетельствует скорее о халтуре нежели об эффективно налаженном учебном процессе.
Интенсив (занятия с погружением, несколько дней подряд по 6-8 часов)
Преимущества: На несколько дней можно погрузиться в учебный процесс оставив на время свои проблемы по бизнесу и дому. Живое общение с друзьями и преподавателями, принципиальная экономия времени на проезд по сравнению с вечерним образованием. Учитывая выходные этот способ требует всего 2-3 дня отгулов. Возможность приехать на занятия из другого города. Цельность картины получаемых знаний.
Недостатки: От школы требуется наличие класса, столовой. Повышенная нагрузка на инструктора. Повышенная требовательность студентов к актуальности даваемого материала. На таких занятиях не продержится просто бывалый моряк, которого попросили рассказать пару историй и анекдотов на морскую тему. Эти курсы - шоу, требующие от преподавателя таланта чтобы держать внимание на протяжении 40 часов. Не каждая школа может себе это позволить!
Интенсив выходного дня (2 уик-енда подряд по 6-8 часов)
К преимуществам предыдущего способа можно добавить отсутствие необходимости брать отгулы или придумывать больничный. Занятия полностью проходят в нерабочее время. К недостаткам: родные потеряют вас на 2 уик-енда!
Теория и практика на борту (теория и практика одновременно)
Преимущества: возможность отучиться одним разом. Некоторая экономия времени при этом действительно возможна.
Недостатки: Из времени изначально отведенного на отработку практических упражнений вам придется раскошелиться на скучные теоретические занятия. А за окном море, оживленный шум вечернего променада на набережной или лазурная вода уютной бухты. А вы сидите в душной кают-компании и решаете задачи... при этом вам придется оплатить аренду яхты и работу капитана за время потраченное на то, чем можно было бы заняться и дома. Этот способ требует от инструктора очень хорошего знания теоретического материала в сочетании с очень педантичным отношением к своей работе. Таких инструкторов немного! Гораздо меньше чем встречается предложений отучиться по схеме "Теория и Практика на Яхте". Даже в хорошем исполнении такой путь может оставить множество пробелов в ваших познаниях. А зачастую, под этим просто скрываются различные схемы использующие частный флот и не очень грамотных капитанов- владельцев яхт.
Экстерн (самостоятельное изучение + экзамен)
Этот путь только для очень само-организованных людей. По- совести говоря, яхтенная теория не содержит материала сложнее чем уровень программы средней школы за 5-7 класс. Только вот, многие ли из здесь оказавшихся могут похвастать что изучили школьную программу самостоятельно? Тогда для этих немногих героев-одиночек освоить материал теоретического курса по правильной книжке будет несложно!
Но только помните, что за кажущейся простотой скрывается море нюансов. И море потребует от вас чуть больше чем самоуверенного "ну, это- совсем просто!" Необходимость выбора на каждом шагу, точные безошибочные расчеты в уме, выполняемые "на автомате" в любых обстоятельствах независимо от самочувствия и настроения. Что бы приблизиться к такому владению материалом подавляющему большинству людей требуется помощь хорошего инструктора!
Индивидуальное обучение (вызов инструктора в офис или домой)
Индивидуальная работа с инструктором стоит в несколько раз больших денег, чем занятия в группе. Инструктор, приезжающий к вам домой или в офис сэкономит массу вашего времени. Но этот способ таит в себе и ряд недостатков. Вот некоторые из них: Приезжая на занятия в школу вы вырываете себя из привычного контекста, позволяя себе более полно погрузиться в учебу, а находясь у себя в офисе вы окружены повседневными делами и сохраняете свой статус руководителя , подсознательно навязывая инструктору подчиненную роль.
Скорее всего это не будет способствовать эффективности учебы. Занятия в группе проходят более динамично чем с глазу на глаз. Здоровая конкуренция и дух сотрудничества в группе качественно изменяют темп усвоения материала - студенты начинают учиться друг у друга, а не только у инструктора. Психологи утверждают что идеальный размер группы 3-7 человек, а ни как ни один!
УЧЕБНАЯ БАЗА
Просторный, оборудованный класс, ухоженная яхта, хороший учебник - что еще нужно для организации качественного учебного процесса?
Яхта должна быть оборудована душем, туалетом, плитой для приготовления пищи, иметь достаточное количество спальных мест. Почтенный возраст - скорее заслуга для учебного судна. Размер яхты не должен превышать разумных пределов. Во первых, для начала проще почувствовать габариты небольшой яхты а во- вторых, большая яхта несет хозяевам больше затрат и потому сложно ожидать что школа отправит в море восьмиместную яхту наполнив ее наполовину... А мы уже знаем, что больше студентов - меньше времени для ваших упражнений.
Не все школы могут похвастаться своими книгами, собственной аудиторией и яхтой пригодной для учебы. Ищите среди немногих.
АКВАТОРИЯ
Если вы в перспективе собираетесь арендовать яхту за границей, то целый ряд вопросов будет возникать у вас- оформление документов и общение с портовыми службами, навигационная обстановка и специфика береговой инфраструктуры, своеобразие погодных факторов... Естественно, что изучать все эти нюансы лучше в реальных условиях нежели на внутренних водоемах.
Признаками хорошей учебной акватории являются: изрезанная береговая линия с достаточным количеством защищенных от ветра и волны укрытий, наличие островов, навигационных опасностей и знаков ограждения, хорошо развитое судоходство и наличие достоверных карт и лоций на данный район, разнообразие причалов и якорных стоянок при лояльном отношении к вашей учебе окружающих. Для учебы нужна нормальная погода. Штормовые условия - вовсе не то что требуется для размеренного учебного процесса.
Турция или Греция согласно этих критериев являются идеальными полигонами для учебы! Если вас зовут учиться в ревущий океан или наоборот - на Лазурный берег - опасайтесь!
Это некоторые из нюансов на которые стоит обратить внимание выбираю яхтенную школу. Продолжать можно было бы бесконечно. Во всяком случае вы всегда можете обратиться за советом к специалистам! Удачи вам. И... выбирайте сердцем!
Яхтинг: теория и практика. Различные формы обучения Стань капитаном. Описание курсов Ближайшие занятия IYT или RYA (яхтенные сертификаты: распознаваемость и легитимность) FAQ
|