+7 (499) 409-409-0
Бербот
Оглавление: 
RYA или IYT

 Чтобы выйти в море требуются сертификаты, чтобы вернуться - нужны знания!

Тем не менее, сертификаты все же требуются. Наверноt все, кто затеял побег из заключения в отеле All Inclusive на арендованной яхте, столкнутся с проблемой выбора между многообразием аббревиатур, школ и сертификатов.  RYA, IYT, ISSA, ICC - это основной, но далеко не полный список встречающихся названий.
Главная тема, обсуждаемая представителями школ и их адептами, - чей сертификат круче. В том смысле, что, конечно же, есть настоящие сертификаты и только они по-настоящему законны, а остальные - могут прокатить, а могут - и нет... в зависимости...

Тем, кто всерьез "грузанулся" такой проблемой, придется набраться терпения и внимательно изучить содержимое этого раздела.

Юридическая сторона вопроса

Оказывается, в отличие от прав на управление автомобилем, в настоящее время, единого мнения насчет обязательного сертифицирования яхтенных капитанов у стран нет. Основой международного морского законодательства служат конвенции международной организации IMO при ООН. Касательно обучения и лицензирования капитанов и моряков, существует конвенция STCW (Standards of Training аnd Сertification of Watchkeepers). В первых строках сей конвенции указано, что ее действие распространяется исключительно на Коммерческие Суда и не может применяться к любительскому судоходству, в том числе и к яхтам  (например, в Великобритании и во многих странах Скандинавии, не требуется никаких документов для управления своей яхтой).

Распознаваемость и легитимность

Тем не менее, стандарты, прописанные в этой конвенции, оказывают влияние на жизнь яхтсменов. Так, набор минимальных знаний и навыков, декларированный указанной конвенцией, лег в основу учебных программ большинства систем, в том числе и IYT и RYA ... Поэтому, во-первых, между программами различных школ не может быть существенных различий, а, во-вторых, требование к сертификатам носит, скорее, прецедентный, нежели законодательный характер. В международном пространстве не существует какого-либо единого закона о том, какие права следует считать легитимными, а какие нет. Есть многообразие подходов разных стран и различных чартерных компаний внутри каждой страны. Чартерные компании находятся в щекотливом положении между явным желанием сдать как можно больше яхт!!!  и скрытым опасением :-) доверить дорогое судно некомпетентному капитану. Поэтому стоит говорить не столько о легитимности прав, сколько - о доверии к ним. Есть даже специальный термин - recognition - распознаваемость. Она зависит от практики работы чартерных компаний, постоянно сталкивающихся с различными проявлениями и последствиями некомпетентности капитанов. Каждая чартерная компания имеет свои белые и черные списки школ и сертификатов. Таким образом, распознаваемость сертификатов какой-либо школы, в конечном итоге, зависит от качества обучения в ней.

Зачастую легитимность и распознаваемость сертификатов полярно отличаются. Так, например, сертификат ICC (International Certificate of Competence), является единственным легитимным сертификатом в некоторых странах центральной Европы, однако, чартерные компании охотно выдают яхты владельцам "нелегитимных"сертификатов IYT и RYA и придирчиво экзаменуют владельцев ICC перед тем, как отпустить их в плавание.

Подробнее о легитимности и распознаваемости мы рассказываем на наших занятиях в ходе теоретического курса Bareboat Skipper Shorebased. Остановимся на том, что любой сертификат может быть как принят, так и отвергнут в конкретной чартерной компании. Яхтсмену же в этой ситуации стоит заботиться в большей мере не о крутости своих корочек, а о практических навыках и знаниях, располагая которыми вы всегда будете чувствовать себя уверенно - как в море, так и в разговоре с представителем чартерной компании (бэйс-менеджером), у которой вы собрались брать яхту. В большинстве случаев сертификаты IYT или RYA являются достаточной гарантией вашей компетентности в глазах бэйс-менеджера.

Уровни квалификаций

Давайте для начала посмотрим, какие уровни любительских квалификаций существуют в этих двух системах, а затем немного поговорим подробнее о каждой из них.

Все любительские квалификации относятся к яхтам не более 24 метров длинны, имеющим пассажировместимость не более 12 человек.

  IYT RYA
Матрос Competent Crew International Competent Crew
 
Яхтенный  капитан Flotilla Skipper/Watchkeeper (самостоятельное управление яхтой идущей в составе флотилии или первый помощник капитана)  
Bareboat Skipper (не дальше 20 миль от берега в дневное время и хорошую погоду) Day Skipper (не дальше 20 миль от берега в дневное время и хорошую погоду)
 
Яхтмастер Yachtmaster Coastal (60 миль от берега) Coastal Skipper (Не далее 60 миль от берега в хорошую погоду)
Yachtmaster Offshore (150 Миль от берега) Yachtmaster Offshore (150 Миль от берега)
Yachtmaster Ocean (без ограничений)  Yachtmaster Ocean (Без ограничений)

 
Уровни квалификации здесь упорядоченны по их условному статусу, согласно заявленным на этих правах ограничениям (дальность удаления от безопасного порта, время суток и погодные условия). Чем ниже строка, тем больше статус прав, указанных в этой строке.

Competent Crew


Наличие сертификата Competent Crew свидетельствует о том, что владелец  данной квалификации знаком с особенностями жизни на яхте, требованиями безопасности, имеет начальный опыт плавания на яхте и обучен выполнению палубных работ, умеет вязать основные узлы, помогать на швартовках, а также участвовать в работе с парусами, управлении яхтой и несении вахты. В некоторых странах (например в Хорватии) чартерная компания может потребовать наличия в команде одного дипломированного человека - помимо капитана. Им вполне может быть владелец сертификата Competent Crew.

Капитанские квалификации

Капитанские квалификации Flotilla Skipper, Bareboat Skipper, Day Skipper свидетельствуют о готовности к управлению арендованной яхтой.
Владелец сертификата Flotilla Skipper имеет некоторое ограничение свободы - он может управлять яхтой только в присутствии курирующей яхты. Однако, на практике, чартерные компании спокойно дают им яхты, не обращая внимания на данную оговорку.

Яхтмастерские квалификации


Яхтмастерские квалификации: Yachtmaster Coastal/Offshore/Ocean.
Чартерные компании оказывают им больший почет и уважение при сдаче яхты в аренду. Но наличие такого сертификата накладывает и повышенную ответственность на своих владельцев. Бэйс-менеджеру достаточно беглого взгляда на процесс вашей швартовки, заданный на утку швартов или вмятинку в правом боку, чтобы оценить ваш реальный уровень. И гораздо выигрышней оказаться неплохим Бербот-шкипером, чем непонятно кем, купившим где-то яхтмастерский диплом!

Яхтмастерский сертификат могут затребовать, сдавая яхту в сложной акватории (приливная зона, открытый океанский переход или перегон яхты). В некоторых случаях владелец новой большой и дорогой яхты может назвать условием аренды наличие яхтмастерской квалификации у капитана. Наличие яхтмастерских квалификаций облегчает непростой процесс общения владельцев яхт со страховыми компаниями. Но главное не в этом. После 5-10 самостоятельных выходов у новоиспеченного Бербота накопится масса вопросов. За 800-3000 миль вполне можно осознать, что многие вещи не были восприняты и поняты с первого объяснения. И тут - самое время вернуться на занятия.

Увлекательный процесс обучения никогда не закончится для тех, кто однажды дерзнул выйти в море!
Яхтмастерские сертификаты будут свидетельствовать о вашем мастерстве в управлении яхтой, о способности рассчитать приливные течения или найти свое местоположение по небесным светилам.
Подробнее о яхтмастерских квалификациях читайте здесь.

Системы обучения

Теперь немного о разных системах обучения.

IYT - International Yacht Training

Частная корпорация. Штаб-квартира находится в Канаде.

Учебные центры IYT расположены по всему миру, но максимальное развитие сеть получила в России и странах, близких к ней - Украине, Белорусии, Прибалтике. В отличие от RYA, система IYT не имеет национальной направленности. Добавка International вполне себя опрвдывает. Для учреждения партнерской школы не требуется американского гражданства. Преподавание может вестись на родном языке слушателей. Профессиональные курсы IYT MOY 200T официально одобрены американским US Coastguard и английской MCA, они легитимны на яхтах под всеми флагами британского содружества, США и ещё ряда островных государств в Карибском бассейне и тихом океане. Можно сказать, что область юрисдикции IYT шире, чем у RYA. Любительские сертификаты IYT распознаются чартерными компаниями повсеместно. В школах сети IYT вы можете, одновременно с дипломом IYT, получить европейский сертификат ICC...

Ну, и хватит о хорошем. Поговорим о недостатках.
Система контроля за деятельностью партнерских школ либо отсутствует, либо не отлажена. По сравнению с RYA, проверка вновь открывающихся школ осуществляется очень формально и поверхностно. В русскоговорящих странах - открыто неадекватно большое количество учебных центров IYT. При отсутствии мелочной опеки со стороны головного офиса, школы могут очень сильно различаться по времени обучения, пониманию программы и качеству проработки материала. Желающие получить сертификат, не тратя времени и излишних усилий на учебу (или вовсе без обучения), наверняка смогут подыскать себе вариантик среди многочисленных партнерских школ. Те, кто осознает необходимость серьезного обучения и готов "корпеть" над книгами и к бессонным ночам в море - рано или поздно найдут серьезную школу, кои также встречаются в этой системе. О том, как выбирать школу, мы подробно говорили в разделе "С чего начать ?".

Подытоживая наши рассуждения:
Профессиональные сертификаты IYT MOY200t - легитимны для работы на яхтах под соответствующими флагами.
Любительские сертификаты Flotilla Skipper/Bareboat Skipper и Yachtmaster Coastal/Offshore/Ocean - повсеместно распознаются чартерными компаниями.
При выборе школы нужно проявлять разумную осторожность, чтобы не купить сертификат - вместо реального обучения. 

RYA - Royal Yachting Association

Английская королевская ассоциация. Общественная организация.

Дипломы учебных центров хорошо распознаются во многих местах земного шара. Говоря об этой системе, следует отметить ее национальную направленность. По мнению англичан, занятия должны проводиться только на английском языке. Открыть учебный центр RYA может только гражданин (резидент) Великобритании.
Находясь под покровительством Ее Величества Королевы Английской Елизаветы, вполне можно свысока смотреть на жалкие попытки других народов поднять парус. Приобщитесь к величию Монархии и проникнитесь гордостью за свершения Британской Корноны владычицы морей!

А теперь немножко дегтя.
Среди любимых аргументов адептов данной системы можно выделить два основных:
Первое - это рассуждения о подлинной легитимности данных сертификатов. О легитимности мы уже писали чуть раньше. Добавим лишь, что они действительно легитимны, то есть законодательно одобрены в официальном документе, называемом Blue Code MCA. Однако, необходимо иметь ввиду, что действие этого документа распространяется исключительно на яхты под "красными флагами" (зарегистрированные в странах британского содружества), и абсолютно не имеет юридической силы ни в Европе, ни в Штатах, ни в Хорватии, ни в Турции. Можно лишь говорить о распознаваемости их прав, но она точно такая же, как и у любых других школ.

Вторая излюбленная тема - качество обучения.
Здесь не может быть единого мнения, но в реальности все выглядит не так гладко, как описывают сторонники английской системы. Все прячется в мелочах, а новичку труднее всего в них разобраться. Обратим внимание на некоторые из них.

График учебы и учебное время.

Практический курс DAY Skipper - это пятидневные занятия.
Учебный день в большинстве центров начинается в 10.00 и заканчивается в 18.00. Час - перерыв на обед. Англичане - очень педантично относятся к своему времени и английские инструктора - не те, кто будет перерабатывать - лишь бы вытянуть провального студента на нужный уровень! К 5-6 вечера яхта должна быть припаркована в марине с уже убранными парусами, зачехленным гротом, подключенным электричеством. Не позднее 18:00 инструктор скажет "Bye, guys! See you tomorrow" ("Пока, ребята. Увидимся завтра") и отправится домой или еще куда, предоставив студентов самим себе. За вычетом инструктажей, уборок и обеда, останется 4-5 часов для упражнений. Учитывая орг.моменты, один день из пяти заявленных, будет неполным. Все это время (15-20 часов)  нужно будет поделить на 5 студентов - это и будет ваше реальное время в отработке упражнений.  Понятно, что за столь короткий период хорошо освоить программу смогут далеко не все.  И такая картинка достаточно типична для большинства учебных центров RYA.

Возможно, скажете вы, что в некоторых школах IYT не отрабатывается и вышеуказанный объем. Возможно. Но в некоторых школах, работающих с IYT, например, в яхтенной школе RAYS, обычный учебный день начинается в 8:00 и заканчивается в сумерках около 20:00, а курсы захватывают не 5, а 7 дней.

Провал на экзаменах - достаточно регулярное событие в центрах RYA, и я бы не стал однозначно связывать это явление с повышенными, по сравнению с другими системами, требованиями к выпускникам. Скорее, это закономерное проявление недостатка учебного времени, в сочетании с коммерческим интересом заполучить часть клиентов на второй круг.
Зато цена курсов в 450 фунтов выглядит гораздо привлекательнее чем, скажем 950 евро!

Подытоживая вышесказанное:
Дипломы RYA являются распознаваемыми.
Претензия на эксклюзив по качеству обучения и легитимности сертификатов не имеет под собой серьезных оснований. Видимо, низкая цена обучения вытекает из валютного отношения GBP/EUR - с одной стороны, и высокой вероятности заплатить дважды - с другой!

ISSA - International Sailing School Association

Европейская общественная организация - без каких либо претензий к вступающим в ее ряды школам. Процесс сертификации не налажен. Зачастую логотип ISSA бесконтрольно эксплуатируется всеми желающими. Некоторые школы, изгнанные из структуры IYT по подозрению в торговле сертификатами, выдают в настоящее время права под этим логотипом.

ICC -  International Certificate of Competence

Это не система школ. Это образец сертификата, представленный резолюцией 40-транспортной комиссии европейского экономического комитета от 1998 года. Учитывая срок давности, попытка европейской бюрократии навязать яхтенному сообществу обязательное применение государственного образца сертификата оказалась не очень удачной затеей.

На фоне отсутствия других законодательных инициатив, ICC выглядит единственно легитимным документом в странах, принявших эту резолюцию. Однако, в связи с несостоятельностью государственных структур в регулировании подобных вопросов, эту бумажку трудно назвать авторитетным документом. Делается она заочно, на основании экзамена, по просьбе и по окончании двухдневных курсов... Поэтому, ее предъявление обычно не вызывает приступа оптимизма у менеджеров чартерных и страховых компаний. Тем не менее, науке достоверно известно несколько случаев, когда отдельно взятые чартерные компании в Италии и Испании отказывали в распознавании IYT и RYA сертификатов, требуя именно ICC. Выход прост - всегда можно взять яхту в соседней чартерной компании или приобрести сертификат ICC. Например, владельцам сертификатов IYT это будет стоить 150-200 евро и никаких усилий. Просто обратитесь в школу, где вы получали сертификат. IYT имеет договоренность с министерством транспорта Ирландии, которое выписывает ICC всем желающим.

RYA не могут похвастать такими дипломатическими успехами. В настоящее время ребята уперлись в собственную принципиальность - ICC должен выдаваться только резидентам и гражданам страны, выдающей сертификат. Хотя это обстоятельство почему-то не препятствует договоренности IYT с ирландским минтрансом, ну да бог с ними...

Вывод: Не фиг кормить дармоедов- чиновников! Если ситуация совсем безвыходная и вы хотите взять яхту именно в этой чартерной компании - купите себе ICC сертификат. На практике такие безвыходные ситуации случаются крайне редко.

ГИМС - Государственная Инспекция по Маломерным Судам

Судя по тому как выдаются эти права, ГИМС просто стесняется переводить их на английский язык - а вдруг кто прочтет и удивится. Хотя и выдаются они примерно, как ICC в Европе. Ну да вечно мы саморефлексируем и стесняемся самих себя!  Забавно, но эта бумажка на русском языке способна убедить греческого менеджера в вашей компетентности. Если при этом вам удастся выйти из марины, не собрав соседние муринги по пути - считайте себя героем-разведчиком в тылу врага!!!

Если серьезно, то наши силовые структуры вполне эффективно контролируют ВВП (внутренние водные пути - а вы что подумали?) и не очень распознают буржуйские сертификаты. Так что, готовьте ксиву, если не хотите всякий раз нарываться на штрафы или взятки.

ФПС - Федерация парусного Спорта


Почему-то руководство этой окологосударственной структуры свято верит в существование неких универсальных сертификатов, по которым и в гонки сходить можно и яхту арендовать!

Так не бывает. Во всем мире в гонках участвуют специально обученные спортсмены. Их навыки и привычки зачастую противоречат соображениям здравого смысла и хорошей морской практики, если смотреть на вещи глазами круизера.

Поэтому, для гонщиков и любителей круизных путешествий, существуют совершенно различные учебные программы. Более того, для участия в гонках, не принято спрашивать лицензию. Кроме как у нас в стране. Программа обучения ФПС, на наш взгляд, перегружена элементами гонок и отечественными жаргонизмами. Ребята научились печатать красивые документы на английском языке, однако, если вы хотите учиться круизному яхтингу, лучше уж выбирать между IYT и RYA.