+7 (499) 409-409-0
Бербот
Оглавление: 
Яхтинг в отечественных водах

Яхтинг в отечественных водах

 

Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки отдельных персон, оборудованное палубой и каютой (каютами). В современном понимании — любое судно, предназначенное для спортивных или туристических целей и отдыха... (Википедия)

В общемировой практике под яхтой подразумевается судно, независимо от того, ходит оно на моторе или под парусом, предназначенное для собственного удовольствия хозяина. Таким образом, любое любительское судно может считаться яхтой а плавание на нем может быть отнесено к занятию яхтингом. Однако, собираясь ходить в отечественных водах мы должны привыкнуть мыслить категориями маломерных судов, принятыми нашими контролирующими органами. Все ниже приведенные наблюдения соответствуют ситуации на момент написания. Читатель должен учитывать возможные изменения в отечественном законодательстве и нормативных актах.

 

Контролирующие органы

Порядок Аттестации

Экзамены ГИМС

Обучение по программам ГИМС в яхт-школах

Конвертация других сертификатов в ГИМС

ГИМС (катер/моторная лодка , ВВП)

Удостоверение ГИМС

 

Контролирующие органы

В отличие от большинства стран в России существуют два независимых органа, осуществляющих регистрацию и контроль за «своими» судами (то есть зарегистрированными в данном органе). Соответственно, каждый из них должен осуществлять аттестацию капитанов «своих» судов и контроль выполнения предписанных правил поведения на воде. Знакомьтесь: Речной регистр, относящийся к министерству транспорта и ГИМС- Государственная инспекция по маломерным судам, относящаяся к министерству чрезвычайных ситуаций. В чьем регистре зарегистрировано ваше судно, тот орган и выдает сертификаты на управление. Только инспектор этого органа может остановить вас на воде, чтобы проверить ваши документы, или сделать замечание, или наказать за нарушение правил плавания. Ситуация не совсем рациональная, ну да мы привыкли! Кстати для части судов вообще не требуют регистрации (соответственно их капитанам не требуется аттестация) Таким образом можно выделить три вида судов:

 

  • 1) Не требующие регистрации, до 200 кг, до 9 м, до 8 квт ***

  • 2) Поднадзорные ГИМС МЧС (маломерные суда) до 20 метров длины вместимость не более 12 человек (согласно другим источникам не более 80 тонн водоизмещения и мощностью не более 55 квт (75 Л.С.) либо с подвесными двигателями)

  • 3) Поднадзорные Речному регистру минтранс (все что выходит за указанные ограничения для маломерных судов)

 

Определитесь с тем, какое из этих судов вы собираетесь приобрести (или уже имеете), что бы понять, нужно ли вам обращаться за аттестацией в ГИМС или Речной Регистр (или, может быть не нужно никакой аттестации).

Согласно Федерального закона Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ, не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10 Л.С.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не превышает 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. Все остальное нужно регистрировать. Аттестация не требуется для судов менее 200 кг, 9 метров и 3,68 Квт мощности двигателя.

 

Далее речь пойдет об аттестации судоводителей маломерных судов поднадзорных ГИМС, то есть касается только тех, чьи суда подлежат обязательной регистрации в ГИМС .

 

Порядок Аттестации

Прежде всего следует отметить классификацию прав, выдаваемых ГИМСом. Согласно последнего регламента аттестации, выделяется 5 категорий судов и 4 района плавания:


Категории:

Маломерное моторное судно

Маломерное парусное судно

Маломерное парусно-моторное судно

Гидроцикл

Особой конструкции

 

Районы плавания:

Внутренние воды ВП

Внутренние водные пути ВВП

Внутренние морские воды и территориальное море ВМВ

Морские прибрежные воды МПВ

 

Если классификация категорий судов более менее интуитивно понятна, то районы плавания требуют расшифровки. Не пытайтесь самостоятельно разобраться в противоречивом и непонятном тексте первоисточников. Суть классификации следующая:

Под Внутренними Водами подразумеваются водоемы, в которых отсутствуют регулирующие правила так как там и судоходства то регулярного нет.
Остальные внутренние пути регулируются правилами плавания по внутренним водным путям ВВП.
Разница между ВМВ и МПВ менее очевидна, так как ссылается на «4 категорию морей с уровнем сложности 1 согласно регламента таможенного союза...» Однако, если пофантазировать, можно предположить, что к первому относятся некие глубокие заливы, а ко второму — открытые прибрежные воды. Ну да не суть. Главное то, что если вы претендуете на первые два района плавания (собираетесь ходить по рекам и озерам), то вам нужно знать правила внутренних водных путей. Если вы собираетесь ходить в морских акваториях, необходимо изучить МППСС. Если не можете сделать выбор в пользу одного, то открывайте оба района плавания, а для этого придется изучить и то и другое.

Итак, допустим вы собираетесь открыть себе три первых категории судна и все четыре района плавания. Как может выглядеть процедура аттестации?

 

Экзамены ГИМС

Вы можете сдать два экзамена — теория и практика.

Теоретический экзамен будет включать в себя вопросы, имеющие отношение к категориям судна, и вопросы, имеющие отношение к районам плавания, которые вы собираетесь открыть.

После успешной сдачи теории вы можете сдать практический экзамен (на одной из баз ГИМС во время официальной навигации). Обратите внимание, что для обращения в ГИМС для сдачи экзаменов не требуется справка из школы, только удостоверение личности, медсправка и квитанция об оплате госпошлины. То есть вы имеете право самостоятельно изучить теорию и освоить навыки управления. Для этого нужно приобрести билеты ГИМС в книжном магазине и выучить правильные варианты ответов.

 

Обучение по программам ГИМС в яхт-школах

Для большинства людей может оказаться удобным вариант освоить материал во время занятий в классе под началом инструктора, который представляет себе подводные камни, возникающие во время экзамена. Дополнительно это дает преимущество в том, что школа берет на себя часть хлопот по сбору и проверке пакета бумаг, необходимых для предъявления в ГИМС. Школа, преподающая программы ГИМС, обязана иметь лицензию МинОбра на дополнительное обучение.

 

Конвертация других сертификатов в ГИМС

Для яхтсменов, которые уже имеют сертификаты например IYT или RYA, нужно понимать, что во внутренних водоемах действуют правила отличные от МППСС, поэтому, необходимо изучить правила ВВП и специфические знания категорий судов, которые мы собираемся открыть. Вам нужно предъявить апостиль (нотариальный перевод) вашего сертификата в ГИМС и досдать недостающие экзамены.

 

ГИМС (катер/моторная лодка , ВВП)

Теоретические занятия по программе RAYS (Bareboat) охватывает полностью материал, необходимый для открытия районов плавания ВМВ/МПВ и категории судна ПАРУСНОЕ СУДНО. Если вы хотите заодно открыть районы ВП/ВВП и категории Моторное судно/Парусно-моторное судно, вы можете дополнительно записаться на занятия по программе «ГИМС (моторное судно/ВВП)». Эта же программа может быть рекомендована новичкам, собирающимся купить катер или моторную лодку для использования ее на внутренних водоемах.

Практические занятия могут проводится как на парусно-моторной яхте, так и на моторной лодке /катере. В первом случае вы можете претендовать на категории судов Мотор/Парус/Парусно-моторное, во втором только на моторное судно.

Ориентировочное время занятий по программам ГИМС:

  • «ГИМС (моторное судно/ВВП)», теория - 8 часов, 1-2 дня

  • «ГИМС (моторное судно/парусное/парусно-моторное)», практика — 16-40 часов, 2-5 дней в зависимости от имеющегося опыта

 

 Удостоверение ГИМС

Согласно новому регламенту аттестации судоводителей маломерных судов удостоверение ГИМС будет дублировать информацию на английском языке, что может сделать его де-факто годным к использованию при аренде яхт в бербот-чартер за рубежом.

В яхт школе RAYS вы можете:

пройти стандартную программу IYT bareboat skipper и конвертировать сертификат IYT в ГИМС. При этом, если вы захотите открыть категорию моторное/парусно-моторное судно и район плавания ВВП — нужно будет сдать соответствующий экзамен в ГИМСе. Подготовится к экзамену можно на курсах ГИМС(моторное судно/ВВП)

или

пройти курс теории ГИМС (8 часов), сдать теоретический экзамен и с результатами этого экзамена отправиться на практический курс (16-40 часов в зависимости от вашего начального уровня) в конце которого приглашенный инспектор ГИМС примет практический экзамен.

Или пройти теорию и практику по программе IYT + ГИМС предлагаемую RAYS в партнерстве с Калининградской яхтенной школой (32 часа теории и 5-10 дней практики в Калининградской области).

Выбор за вами. Будем рады ответить на все вопросы связанные с аттестацией капитанов в отечественных водах по телефону или электронной почте.