+7 (499) 409-409-0
?Катамаран XENIA
Яхтенные уровни и сертификаты - вся правда Мифы о яхтинге
Оглавление: 
Яхтенный экстрим или главное — не паниковать

Предлагаем вашему вниманию рейтинг опасностей, поджидающих вас на борту парусной яхты в открытом море.

Человек за бортом
Как это происходит?

резкий крен яхты, удар волны, ноги скользят по мокрой палубе. И вот уже вокруг вас плавают восхитительно красивые рыбки, а вы почему-то видите киль и руль вашей яхты сквозь толщу соленой воды.

Что делать?

Не впадать в панику. Ваше падение за борт наверняка заметили и уже начали выполнять маневр «человек за бортом». Ваша задача — продержаться на плаву, пока яхта сама к вам не подойдет. Гораздо хуже, если падение за борт стало следствием «травмы» (см. опасность № 8). Тогда, скорее всего, вы будете без сознания, и ваши шансы встретить старость стремительно приближаются к нулю.

Как не допустить?

Помните, яхта — это источник повышенной опасности. Следовательно, в ваших жизненных интересах соблюдать все правила техники безопасности и хорошей морской практики. А именно: находясь на палубе, быть предельно внимательными, в плохую погоду всегда носить спасательный жилет и быть пристегнутым страховкой. И хорошо, если еще кто-то, кроме вас умеет управлять парусной яхтой и сможет выполнить маневр «человек за бортом». Позаботьтесь об этом заранее.

Упала мачта
Как это происходит?

Вы сделали поворот, паруса начали наполняться ветром на новом галсе и вдруг вы слышите звук лопнувшей струны. Все дальнейшее происходит в доли секунды. Мачта летит за борт, увлекая за собой паруса и такелаж.

Что делать?

Не впадать в панику. Все самое страшное уже случилось! Осмотритесь: все ли члены экипажа на борту? Если мачта при падении никого не увлекла за собой, переведите дух, но не надолго! Болтающаяся у подветренного борта мачта значительно ухудшает способность яхты управляться, что может привести к дальнейшему обострению ситуации. Если погодные условия (волна и ветер) позволяют, попытайтесь поднять мачту и все, что к ней прицеплено, на борт. Если это сделать трудно и опасно (или вы так решили), безжалостно «рубите» остатки такелажа и пусть мачта утонет.

Как не допустить?

Перед выходом в море проверьте состояние стоячего и бегучего такелажа. Узнайте, когда на яхте меняли ванты и штаги. Обычно каждые пять лет стоячий такелаж требует замены. Помните, само и внезапно на яхте ничего не ломается! Значит, вы что-то проглядели при приемке яхты. Будьте внимательны и доживете до старости!

Отказ двигателя
Как это происходит?

Двигатель всегда глохнет и не хочет заводиться именно в тот момент, когда он больше всего нужен. В наступившей тишине вы слышите, как «ласковый» прибой обрушивается на прибрежные скалы, расстояние до которых стремительно сокращается ...

Что делать?

Не впадать в панику. Помните: вы на ПАРУСНОЙ яхте, следовательно, у вас есть паруса и якоря! Если хватает сноровки, быстро разверните парус (лучше стаксель — это проще и быстрее) и попытайтесь уйти от берега в сторону открытого моря. Как это сделать, вы должны были научиться на курсах! Второй вариант действий: быстро отдать якорь. Но помните — дно может быть каменистым, и якорь «не возьмет грунт». Вас будет продолжать тащить на скалы, правда медленнее... И вот тогда, возможно, придет время вспомнить волшебные слова «пан-пан, пан-пан, пан-пан»...

Как не допустить?

Перед выходом проверить двигатель. Но самое главное, не создавайте ситуацию, в которой отказ двигателя будет грозить катастрофой. Конечно, хочется вблизи полюбоваться на отвесные скалы и сделать пару эффектных кадров. Но хорошая морская практика требует от вас просчитывать возможные варианты развития событий и быть всегда готовыми к действию по «плану Б».

...Хорошая морская практика требует от вас просчитывать возможные варианты развития событий и быть всегда готовыми к действию «по плану Б».

Внезапный шквал
Как это происходит?

Освежающий ветерок наполняет паруса, яхта с легким шипением разрезает небольшую волну, по небу, как «белокрылые лошадки», бегут облачка ... И вдруг невесть откуда налетает сильнейший порыв ветра. Именно «невесть откуда», так как его направление совсем не совпадает с тем, что было всего несколько секунд назад. Яхту начинают бить судороги, она валится с борта на борт, паруса то зловеще полощут, то упруго наполняются ветром.

Что делать?

Не впадать в панику. Вы попали в нисходящий поток воздуха, который обрушился на вас из-под небольшой тучки, лишь слегка отличающейся от остальных «белокрылых лошадок» своим мрачноватым темно-серым цветом. Подобный шквал всегда бывает кратковременным, хотя и довольно сильным. Если есть возможность, попытайтесь удержать яхту под контролем, работая с парусами. Не позволяйте парусам «болтаться» с большой амплитудой. И уберите всех лишних с палубы! Не дай бог, кого-то заденет гиком и наступит ситуация № 8!

Как не допустить?

Внимательно следите за погодой. Подобные шквалы приносят так называемые тучи-«наковальни». Их можно определить по форме и по цвету. Если вы не уверены в своих силах, уберите паруса и переждите этот шквал под мотором. Правда, в этом случае возможно наступление ситуации № 3.

Ухудшение погоды
Как это происходит?

На горизонте появляется темная полоска, которая довольно быстро приближается и превращается в грозовой фронт. Барометр начинает стремительно падать. Ветер усиливается, разгоняя приличную волну. Вскоре все окружающее водное пространство покрывается «барашками».

Что делать?

Не впадать в панику. Для начала решите, что вы будете делать: уходить в укрытие или штормовать в открытом море. Решение надо принимать быстро и однозначно! Хуже нет ситуации, когда вы, приняв решение штормовать, вдруг испугаетесь и попытаетесь зайти в спасительную марину при навальном ветре. Или, взяв курс к берегу и поняв, что до подхода фронта не успеваете спрятаться в бухте, будете пытаться уйти мористее при том же навальном ветре. В любом случае, необходимо убрать с палубы всех лишних людей. На рабочую вахту надеть непромокаемые костюмы (при любой температуре воздуха!), спасательные жилеты и страховку. Заранее взять рифы. Задраить все люки. И не боятся!

Как не допустить?

Перед выходом из марины не поленитесь взять прогноз погоды, и заранее проработайте план действий и маршрут в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (план Б).

Забыли на берегу водку
Как это происходит?

Весь экипаж расположился за столом, жадно ловя вкусные запахи, доносящиеся с камбуза. «Ну, за отплытие!» — раздается тост капитана. И вдруг ... Выясняется, что в береговой суете перед отплытием вы забыли ... сами понимаете что.

Что делать?

Не впадать в панику. Помните, что в море достаточно возможностей для интересного времяпрепровождения. Можно потренироваться вязать морские узлы, провести викторину на знание МППСС или устроить конкурс на лучшего настройщика парусов. Словом, займите свой экипаж каким-нибудь полезным делом. Помните, что безделье — мать всех пороков! И, главное, не позволяйте своим попутчикам расслабляться, загрузите их работой так, чтобы вечером они падали в койки и у них и мысли не возникло о «рюмочке для аппетита».

Помните, что безделье — мать всех пороков! И, главное, не позволяйте своим попутчикам расслабляться, загрузите их работой так, чтобы вечером они падали в койки и у них и мысли не возникло о «рюмочке для аппетита».

Как не допустить?

Перед выходом в море проверьте по списку, все ли взяли. Поверьте, отсутствие на борту сами знаете чего — это не самая главная проблема! Гораздо хуже, если вы забудете проверить наличие спасательных средств или не возьмете прогноз погоды!

Укачало
Как это бывает?

Морская болезнь проявляется у всех по-разному. Кого-то начинает укачивать, и он проводит все время в обнимку с «белым другом». У другого появляется завидный аппетит, и ваши запасы продуктов начинают стремительно таять. Третий все время спит.

Что делать?

Не впадать в панику. Вечно голодного накормить, спящему дать возможность выспаться, а любителей «покормить Ихтиандра» поднять в кокпит и поручить следить за береговыми ориентирами, мыть палубу или дать возможность подержать штурвал. Помните, большинство людей «прикачивается» на второй — третий день плавания и все симптомы морской болезни проходят без следа.

Как не допустить?

Самый простой способ — имейте в аптечке таблетки от укачивания, например «Драмину». Или применяйте «народные средства» (если вы их не забыли на берегу. См. ситуацию № 6).

Травмы
Как это бывает?

Шел по палубе, споткнулся, упал, потерял сознание, очнулся — ... Ситуация может развиваться по-другому: стоял на палубе, услышал крик капитана «К повороту фордевинд», выключили солнце ...

Что делать?

Не впадать в панику. Если травма совместима с жизнью, выполнить все мероприятия по оказанию первой медицинской помощи. Этому вас должны были научить на курсах! Если, по вашему мнению, существует опасность для жизни, не раздумывая, подавайте сигнал «пан-пан» или даже «Мэй Дей». Помните — самое дорогое у человека — это его жизнь. И вам не должно быть мучительно больно за то, что вы не смогли ее сберечь!

Как не допустить?

Соблюдайте правила техники безопасности и требования хорошей морской практики! Ибо все они написаны жизнями людей!

Помните — самое дорогое у человека — это его жизнь. И вам не должно быть мучительно больно за то, что вы не смогли ее сберечь!

Сбились с курса
Как это бывает?

Темная ночь, только ветер свистит в проводах (т.е. в вантах). GPS не работает (враги отключили). Берега не видно. Полагаясь на электронику, штурманскую прокладку на карте не вели ...

Что делать?

Не впадать в панику. Осмотритесь. Если дело происходит ночью, попытайтесь обнаружить огни маяков или других судов. Если обнаружили, попытайтесь связаться с ними по радио и уточнить свое местоположение. Как это сделать, вы должны были научиться на курсах VHF — операторов в яхтенной школе. Если дело происходит днем, следуйте прежним курсом до появления на горизонте земли. И затем, путем опроса местного населения, уточните свое место.

Как не допустить?

Штурманская прокладка на карте должна вестись всегда! Этому вас должны были научить в яхтенной школе!

Столкнулись с плавающим предметом
Как это бывает?

Вся команда мирно спит в каютах или пьет чай в салоне. Яхта идет на авторулевом. И вдруг ... Характерный звук говорит о том, что вы на что-то наскочили.

Что делать?

Не впадать в панику. Осмотрите яхту изнутри на предмет появления течи в корпусе. Одновременно поднимитесь в кокпит и осмотрите горизонт. Скорее всего, вы увидите рядом с вами некий плавающий предмет, который, при ближайшем рассмотрении, может оказаться полузатопленным контейнером. Если яхта не получила серьезных повреждений и в корпусе не появились отверстия, незапланированные конструкторами, продолжайте плавание, при этом не забудьте предупредить других участников движения об опасности, передав сигнал «Секурите». Если плавающий предмет оказался спящим на поверхности китом, постарайтесь тихо-тихо отойти от него подальше. Помните, одного удара его хвоста может оказаться достаточно для досрочного прекращения плавания.

Как не допустить?

Вахта должна нестись всегда!

Перечисленные выше опасности плавания под парусами не исчерпывают все возможные ситуации. Яхтинг — это целый мир, в котором есть все! И, тем не менее, не бойтесь разорвать круг привычного, и смело отправляйтесь в плавание! Главное, не впадайте в панику!

Михаил Федюшин
Национальная Ассоциация Шкиперов

 
Оглавление: 
Яхтенные уровни и сертификаты - вся правда Мифы о яхтинге